Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- АТС и его эксплутационные свойства
- Условия эксплуатации АТС
- Оценочные показатели ТСС
- Силы, действующие на АТС
- Характеристики двигателя
- Мощность, подводимая к ведущим колесам
- Потери в трансмиссии
- Радиусы колеса
- Скорость и ускорение АТС. Динамика автомобильного колеса.
- Режимы качения колеса
- Движение колеса по деформируемой дороге
- Page 13
- Тип дорожного покрытия
- Предельные случаи качения колеса. К-т сцепления.
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления.
- Силы сопротивления дороги
- Аэродинамика АТС.
- Сила сцепления. Возможность движения
- Уравнение движения АТС
- Методы решения уравнений силового и мощностного балансов
- Графики силового и мощностного балансов
- Динамический фактор и динамическая характеристика
- Динамический паспорт
- Приемистость АТС. Путь и время разгона
Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления.
Т.к. существенно зависит от
,% и s,%, в качестве используемых значений к-та сцепления принимают значения, полученные при 100% скольжении в тормозном режиме.
Эксплуатационные факторы.
1. Тип и состояние покрытия.
Асфальтобетон: сухой — 0,7…0,8 мокрый — 0,5…0,6 мокрый и грязный 0,35…0,4.
Обледенелое покрытие — 0,05…0,15. Спецпокрытия — 0,9…1,0.
2. Шероховатость покрытия. Оптимальный размер микронеровностей 2…3 мм, углы при вершине неровностей — 70…120. При износе дороги
снижается, поэтому необходима специальная обработка покрытий, для восстановления сценых свойств.
3. Скорость движения. С увеличением скорости снижается, причем в большей степени на мокрой и грязной дороге (пленка воды, гидродинамическое давление, аквапланирование).
4. Износ протектора. При износе протектора уменьшается, причем более интенсивно при износах превышающих 50%. При полных износах и недостаточной шероховатости покрытия
снижается до 0,2…0,25. Правилами дорожного движения установлена предельная глубина рисунка протектора% грузовые — до 1,0 мм автобусы — до 2 мм легковые — до 1,6 мм.
5. Давление воздуха в шине. Также как и в случае с f влияет по-разному. На сухих чистых и твердых покрытиях увеличение давления приводит к некоторому уменьшению. На деформируемых дорогах уменьшение давления приводит к росту
. На дорогах с твердым подслоем
увеличивается при увеличении давления воздуха в шине.
6. Нормальная нагрузка. Увеличение нагрузки приводит в целом к снижению . На твердых дорогах эта зависимость незначительна из-за снижения к-та трения резины при увеличении удельных давлений. На деформируемых дорогах при увеличении нагрузки увеличивается отрицательная составляющая продольной силы, являющаяся проекцией R
на плоскость дороги. На дорогах с твердым подслоем увеличение нагрузки приводит к увеличению
.
Конструктивные факторы.
1. Рисунок протектора. На твердых и сухих покрытиях увеличивается при увеличении к-та насыщенности контакта. На мокрых дорогах с твердым покрытием
увеличивается при улучшении свободы выхода воды и грязи с поверхности контакта. На деформируемых дорогах
увеличивается при увеличении площади среза элементов грунта и очищении рисунка протектора.
2. Диаметр колеса. Увеличение диаметра приводит к увеличению незначительно на дорогах с твердым покрытием и существенно на деформируемых дорогах, что объясняется увеличением угла наклона реакции R
к плоскости дороги, в результате чего уменьшается отрицательная составляющая продольной реакции R
.