Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1

Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления.

     

 Т.к.  существенно зависит от ,% и s,%, в качестве используемых значений к-та сцепления принимают значения, полученные при 100% скольжении в тормозном режиме.

      Эксплуатационные факторы.

1.           Тип и состояние покрытия.

 Асфальтобетон: сухой — 0,7…0,8 мокрый — 0,5…0,6  мокрый и грязный 0,35…0,4.

Обледенелое покрытие — 0,05…0,15. Спецпокрытия — 0,9…1,0.

    2.  Шероховатость покрытия. Оптимальный размер микронеровностей 2…3 мм, углы при вершине неровностей — 70…120. При износе дороги снижается, поэтому необходима специальная обработка покрытий, для восстановления сценых свойств.

3. Скорость движения. С увеличением скорости снижается, причем в большей степени на мокрой и грязной дороге (пленка воды, гидродинамическое давление, аквапланирование).

       4. Износ протектора. При износе протектора  уменьшается, причем более интенсивно при износах превышающих 50%. При полных износах и недостаточной шероховатости покрытия  снижается до 0,2…0,25. Правилами дорожного движения установлена предельная глубина рисунка протектора% грузовые — до 1,0 мм автобусы — до 2 мм легковые — до 1,6 мм.

     5. Давление воздуха в шине. Также как и в случае с f  влияет по-разному. На сухих чистых и твердых покрытиях увеличение давления приводит к некоторому уменьшению. На деформируемых дорогах уменьшение давления приводит к росту . На дорогах с твердым подслоем  увеличивается при увеличении давления воздуха в шине.

     6. Нормальная нагрузка. Увеличение нагрузки приводит в целом к снижению . На твердых дорогах эта зависимость незначительна из-за снижения к-та трения резины при увеличении удельных давлений. На деформируемых дорогах при увеличении нагрузки увеличивается отрицательная составляющая продольной силы, являющаяся проекцией Rна плоскость дороги. На дорогах с твердым подслоем увеличение нагрузки приводит к увеличению.

      Конструктивные факторы.

      1. Рисунок протектора. На твердых и сухих покрытиях  увеличивается при увеличении к-та насыщенности контакта. На мокрых дорогах с твердым покрытием  увеличивается при улучшении свободы выхода воды и грязи с поверхности контакта. На деформируемых дорогах  увеличивается при увеличении площади среза элементов грунта и очищении рисунка протектора.

      2. Диаметр колеса. Увеличение диаметра приводит к увеличению  незначительно на дорогах с твердым покрытием и существенно на деформируемых дорогах, что объясняется увеличением угла наклона реакции Rк плоскости дороги, в результате чего уменьшается отрицательная составляющая продольной реакции R. 

  

Вы здесь: Главная Транспорт Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1