Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- АТС и его эксплутационные свойства
- Условия эксплуатации АТС
- Оценочные показатели ТСС
- Силы, действующие на АТС
- Характеристики двигателя
- Мощность, подводимая к ведущим колесам
- Потери в трансмиссии
- Радиусы колеса
- Скорость и ускорение АТС. Динамика автомобильного колеса.
- Режимы качения колеса
- Движение колеса по деформируемой дороге
- Page 13
- Тип дорожного покрытия
- Предельные случаи качения колеса. К-т сцепления.
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления.
- Силы сопротивления дороги
- Аэродинамика АТС.
- Сила сцепления. Возможность движения
- Уравнение движения АТС
- Методы решения уравнений силового и мощностного балансов
- Графики силового и мощностного балансов
- Динамический фактор и динамическая характеристика
- Динамический паспорт
- Приемистость АТС. Путь и время разгона
Оценочные показатели ТСС
Тяговым называют режим, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению.
Диапазон скоростей автомобиля, от максимальной до минимально устойчивой, зависит от условий эксплуатации.
Методы оценки тягово-скоростных свойств могут использоваться для:
1) анализа – определения скоростей, ускорений, предельных условий движения АТС;
2) синтеза — определения конструктивных параметров АТС, которые могут обеспечить заданные значения скоростей и ускорений в заданных дорожных условиях.
Используемые оценочные показатели частично имеют нормированные значения, а часть из них определяются как среднестатистические или экстремальные.
Наиболее употребительные:
- максимальная скорость . По ГОСТ 21398-75 определяется для полностью груженого АТС и должна быть не менее 80 км/час;
- условная максимальная скорость V . Это средняя скорость АТС на последних 400 м при его разгоне с места на участке 2000 м с полной подачей топлива и переключением передач при оборотах, соответствующих . Этот показатель определяет верхний предел скоростных свойств на ограниченном пути;
- время разгона на заданном пути 400 и 1000 м и до заданной скорости. Определяется при тех же условиях;
- скоростная характеристика «разгон-выбег» (зависимость изменения скорости от времени и пройденного пути) при разгоне с места с полной подачей топлива до максимальной скорости на пути 2000 м и выбег до остановки (рис.1);
Рис. 1 — Скоростная характеристика «Разгон-выбег»
- скоростная характеристика разгона на высшей передаче. Условия снятия те же, разгон с минимальной, устойчивой скорости при резком нажатии на педаль. Определяют на прямой передаче;
- скоростная характеристика на дороге с переменным продольным профилем. Характеризует общий скоростной уровень АТС. Это зависимость средней скорости АТС от заданной допускаемой скорости при движении по специальной, скоростной дороге полигона НАМИ. Допускаемое отклонение скоростей не должно превышать 30 км/час;
- минимально устойчивая скорость на высшей передаче;
- максимальный подъем преодолеваемый АТС. Определяется при движении с места на низшей передаче, при полной подаче топлива. По ГОСТ 21398-75 для одиночных АТС с полной нагрузкой он должен быть не менее 25%, для автопоездов — 18%;
- установившаяся скорость движения на затяжных подъемах (определяется на заданном подъеме определенной длины). Так автопоезда с полной нагрузкой должны преодолевать подъем с уклоном 3% протяженностью не менее 3 км с установившейся скоростью не ниже 30 км/час;
- ускорения при разгоне (максимальные и средние на передачах). Ускорения определяют потенциальные возможности АТС при обгонах;
- сила тяги на крюке (максимальная на низшей передаче). Характеризует способность АТС к буксированию прицепов.