Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- Конспект лекций “Эксплуатационные свойства автомобиля”. Лекция 1
- АТС и его эксплутационные свойства
- Условия эксплуатации АТС
- Оценочные показатели ТСС
- Силы, действующие на АТС
- Характеристики двигателя
- Мощность, подводимая к ведущим колесам
- Потери в трансмиссии
- Радиусы колеса
- Скорость и ускорение АТС. Динамика автомобильного колеса.
- Режимы качения колеса
- Движение колеса по деформируемой дороге
- Page 13
- Тип дорожного покрытия
- Предельные случаи качения колеса. К-т сцепления.
- Влияние эксплуатационных и конструктивных факторов на величину к-та сцепления.
- Силы сопротивления дороги
- Аэродинамика АТС.
- Сила сцепления. Возможность движения
- Уравнение движения АТС
- Методы решения уравнений силового и мощностного балансов
- Графики силового и мощностного балансов
- Динамический фактор и динамическая характеристика
- Динамический паспорт
- Приемистость АТС. Путь и время разгона
АТС и его эксплутационные свойства
АТС – это машина, перемещение которой по поверхности качения (земли) осуществляется с помощью силы, создаваемой взаимодействием колес с дорогой или грунтом. К АТС относятся одиночные автомобили и автопоезда.
Свойство вообще — это категория, выражающая некую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Свойства вещей внутренне присуще им и существуют объективно независимо от человеческого сознания.
Каждая машина, в том числе и АТС, имеет большое количество различных свойств. Знание этих свойств имеет огромное значение для специалистов автотранспорта.
Так при проектировании необходимо знать совокупность свойств, которые необходимы для будущего АТС, чтобы наилучшим образом выполнять те функции, для которых он предназначен. Инженеру по эксплуатации знание свойств различных АТС позволяет сделать правильный выбор подвижного состава для перевозки различных грузов, выбрать оптимальную стратегию перевозок, оптимальные методы поддержания в эксплуатации свойств, заложенных при проектировании.
В данном курсе изучаются эксплуатационные свойства АТС. Это группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобиля к эксплуатации в качестве специфического транспортного средства.
Оформление теории эксплуатационных свойств как науки принадлежит академику Е.А. Чудакову. В 1935 году им выпущен первый в мире учебник «Теория автомобиля». Большой вклад в развитие общей теории эксплуатационных свойств внесли профессора Г.В. Зимелев и Б.С. Фалькевич. В дальнейшем наряду с общей теорией разрабатывались и вопросы отдельных эксплуатационных свойств.
Эксплуатационные свойства включают в себя более мелкие групповые свойства, обеспечивающие движение, а именно:
1. Тягово-скоростные — совокупность свойств АТС, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе в тяговом режиме в различных дорожных условиях.
2. Тормозные свойства — совокупность свойств АТС, определяющих максимальное замедление при его движении на различных дорогах в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль надежно удерживается на месте или имеет необходимые минимально установившиеся скорости при движении под уклон.
3. Топливная экономичность – совокупность свойств АТС, определяющих расходы топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации.
4. Управляемость – совокупность свойств АТС, определяющих характеристики кинематических и силовых реакций автомобиля на управляющее воздействие.
5. Устойчивость – совокупность свойств АТС, определяющих критические параметры по устойчивости движения и положения автомобиля и его звеньев.
6. Маневренность – совокупность свойств АТС, характеризующих возможность автомобиля изменять заданным образом свое положение на ограниченной площади в условиях, требующих движения по траекториям большой кривизны с резким изменением направления, в том числе и задним ходом.
7. Плавность хода – совокупность свойств АТС, обеспечивающих ограничение в пределах установленных норм вибронагруженности водителя, пассажиров, грузов, элементов шасси и кузова.
8. Проходимость – совокупность свойств АТС, определяющих возможность движения автомобиля в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий.
Все свойства тесно связаны между собой, изменение одного из них приводит, как правило, к изменению других.
В основе изучения любого эксплуатационного свойства заложена система оценочных показателей и характеристик (например, максимальная скорость или зависимость скорости от времени разгона).
Соответственно имеется большое количество различного рода официальной документации, регламентирующей методики получения различных оценочных показателей и характеристик, а также их нормативные значения. К таким документам относят ГОСТы, ОСТы, РД.