Религиоведение — Ислам

Ислам

Среди мировых религий ислам занимает одно из первых мест как по численности своих приверженцев, так и по масштабам их расселения. В настоящее время ислам распространен в странах Ближнего и Среднего Востока (Йемен, Саудовская Аравия, Ливан, Сирия, Иордания, Афганистан, Турция, Иран, Ирак, Пакистан), Юго-Восточнои Азии, Северной Африки (Египет, Тунис, Ливия, Алжир и т.п.), а также в Азербайджане, Средней Азии и Казахстане, на территории Северного Кавказа и в некоторых областях России.

Ислам возник среди арабов Хиджаза северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII в. Арабы занимались в основном торговлей и скотоводством. Через Хиджаз вдоль побережья Красного моря проходил древний караванный путь, имевший важное экономическое значение для племен, осевших на перевалочных пунктах этой торговой дороги: в Мекке, Ясрибе, Таифе. Крупнейшим из них была Мекка, с которой постоянно соперничает Ясриб.

Возвышению Мекки, кроме экономических причин, способствовали идеологические факторы. Этот город имел важное значение в религиозной жизни арабских племен. В нем находилась Кааба — древнейший языческий храм, почитаемый арабами.

В одну из стен Каабы вделан Черный камень, упавший, по преданию, с неба (возможно, метеорит). Это и придало храму особую святость. В знак почитания Каабы многие племена поставили вокруг нее скульптурные изображения своих племенных и родовых богов. Всего их было 360. В строго определенное время года арабы совершали паломничество в Мекку, чтобы поклониться Черному камню и своим племенным идолам. На этот период по древней традиции прекращались все межплеменные войны, приостанавливалось действие обычая кровной мести.

Еще с середины V в. общепризнанными хранителями Каабы было племя курайшитов. В руках курайшитов находились ключи от храма, их представители отправляли должности, связанные с соблюдением религиозных ритуалов. Племя Курайш и союзные с ним племена снабжали наложников пищей, водой, одеждой. Все это давало курайшитам ряд привилегий, возвышало их над племенами, совершившими паломничество.

Дальнейшему развитию торговых отношений, сыгравших прогрессивную роль в разложении родоплеменного строя, мешала нестабильная обстановка, обусловленная разобщенностью арабских племен, их частыми вооруженными столкновениями. Обособленные племенные культы многобожием верования препятствовали объединению племен в одну народность. Разрешить это кризис можно было лишь путем выработки новых идей, направленных на объединение племен, создание централизованного государства, уничтожение племенного многобожия. Такой идеологией в тех исторических условиях стал ислам.

Основателем новой религии — ислама — был Мухаммад. Мусульмане разных национальностей произносят это имя по-разному: турки — Мухамет, персы — Мохаммед, старое русское произношение — Магомет. Родился пророк ислама около 570 г., умер в 632 г. Происходил Мухаммад из обедневшего рода хашим племени Курайш. Он рано стал сиротой. Сперва умер отец — Абдуллах, затем мать — Амина. Сначала его воспитывал дед, а после смерти деда — дядя по отцу — Абу Талиб. Мальчиком ему пришлось пасти скот, юношей он нанялся в погонщики караванов. В 24 года Мухаммад поступил на службу к богатой купчихе-вдове, сорокалетней Хадидше, вскоре женился на ней и сам стал торговцем. В тех местах, где бывал Мухаммад, он вел беседы с представителями разных культов, впитывал то, что казалось ему полезным. Потом многие положения иудаизма и христианства вошли в ислам (будучи лишь слегка видоизмененными).

В 610 г. Мухаммад выступил с первой проповедью новой веры, уже в целом им сформулированной. Позднее он даст ей название «ислам», что в переводе с арабского «муслим» означает «покорность». Новая религия была монотеистической, в которой Единый Бог получил имя Аллах, происходящее от «илах» или «аль-илах» — имени бога курайшитов. Аристократическая верхушка курайшитов к деятельности Мухаммада отнеслась враждебно. Ведь он отвергал языческие культы, а это могло нанести ущерб святости Каабы, с поклонением которой были связаны не только их религиозные чувства, но и весьма ощутимые материальные выгоды. Кроме того, в ранних проповедях посланник Аллаха осуждал чрезмерное богатство, призывал помогать бедным, соблюдать справедливость.

Преследуемый влиятельными курайшитами, Мухаммад был вынужден покинуть Мекку и с группой своих сторонников переселиться в Ясриб. Считается, что это переселение (по-арабски — «хиджра») произошло 16 июля 622 г. Этот год является официальной датой мусульманского летоисчисления. В Ясрибе, ставшем вскоре называться Мединой (город пророка), проповеди Мухаммада встретили одобрение.

Как Мухаммаду удалось обеспечить притягательность своей религии? Он хорошо усвоил уроки христианства и начал с проповеди всеобщего равенства, призывал к братству, к соблюдению простых, всеми понятных нравственных норм. Первая мусульманская община, организованная Мухаммадом в Медине, объединяла людей не по кровно-родственному признаку или имущественному, а исключительно по религиозному.

Мухаммад, несомненно, уже при жизни пользовался уважением и неограниченной властью среди верующих. Это, в частности, позволило ему создать теократическое государство и положить начало завоевательной политике, в ходе которой мусульманское влияние распространилось на значительную территорию.

Ислам сгладил на время социальные противоречия, проводя в жизнь принцип эгалитаризма — равенства всех мусульман перед Аллахом и принцип социальной справедливости, что выразилось не только в осуждении чрезмерного богатства, но и в учреждении особых налогов для помощи бедным. Кроме того, ислам создал свою систему эксплуатации — патриархально-феодальную, при которой наиболее жесткие методы угнетения и присвоения прибавочного продукта были направлены против «неверных», немусульман. Первые несколько веков существования ислама были одной непрекращающейся войной с неверными. Исламизация населения проходила почти во всех покоренных странах. В другие земли ислам проникал благодаря деятельности мусульманских миссионеров.