Религиоведение — История и вероучения основных традиционных для России религий
- Религиоведение
- Происхождение и структура религии в обществе
- Религиозные отношения
- Религия и нравственность
- Почему религий много, или не все ли равно, как верить?
- Какие на свете существуют религии?
- Религиозная безопасность общества и государства
- История и вероучения основных традиционных для России религий
- Ангелы и апостолы
- Ислам
- Особенности вероучения современного ислама
- Мусульманский культ
- Мусульманские праздники
- Суннизм и шиизм
- Буддизм
- Хинаяна и махаяна
- Иудаизм
- История и вероучения нетрадиционных для России религиозных объединений
- Свидетели Иеговы
- Церковь Сайентологии (Хаббард-колледж)
- Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)
- Ваххабиты (исламские экстремисты)
- История взаимоотношений религии и государства в России
- Религия и право в современной России
История и вероучения основных традиционных для России религий
Православие
История и вероучение. Православная церковь является одной из конфессий (направлений) мировой религии христианства. Христианство возникло две тысячи лет назад как продолжение ветхозаветной веры древнееврейского народа. Согласно этому вероучению, изложенному в Библии — главной священной книге — мир и человек были сотворены из ничего всемогущим и всеблагим Богом. Бог был, есть и будет всегда, он во всем превосходит мир и человека. Человека бог создал для счастливой жизни в райском саду (Эдеме). Первые люди — Адам и Ева — ни в чем не знали нужды, никогда не болели и не умирали. Но коварный змей-искуситель подвигнул их нарушить запрет Бога и тем самым противопоставить себя Богу. Этот коварный змей был воплощением Сатаны или Дьявола — ангела, восставшего против Бога. В итоге люди совершили грехопадение, были изгнаны из рая и стали смертными. Но Бог обещал, что к их потомкам, к человеческому роду будет послан Спаситель, который избавит их от рабства греха и сделает вновь бессмертными.
Для того, чтобы подготовить появление Спасителя, Бог избрал один народ — древнееврейский, в среде которого должен был родиться Мессия (от др. евр. — избавитель). Истории сотворения мира и человека, грехопадения, взаимоотношений Бога и богоизбранного древнееврейского народа посвящена первая часть Библии Ветхий Завет. Новый завет начинается с книг Евангелия (от др. гр. — Благая Весть), в которых описывается и чудесное рождение, и жизнь Спасителя мира Иисуса Христа. Иисус — по древнееврейский «спаситель», а Христос — по-гречески «помазанник Бога». Иисус появился у древних евреев (иудеев), которые ждали спасителя, но они думали, что он явится в образе сильного и грозного еврейского царя, который избавит свой народ от иноземного угнетения и поставит его господином над другими народами. Иисус же пришел в образе бедняка, который предлагал отречься от мира сего «ради будущей жизни в Царствии небесном». В дополнение к уже известным 10-и заповедям «не убий», «не укради» и т.п. Иисус добавил главные заповеди любви к Богу и к своему ближнему, как к самому себе.
Иудейские священники, книжники и фарисеи, возненавидев Христа, передали его в руки римлянам, которые приговорили Иисуса к мученической казни — распятию на Кресте. Христос был казнен, но на третий день воскрес, тем самым доказав, что он воплотившийся Бог, Богочеловек, своей смертью искупивший грехи людей. Те, кто уверует в это воскресение, открывают себе путь к вечной жизни.
После вознесения Христа на небо, его ученики — апостолы стали проповедовать христианское учение среди всех народов, эта вера стала мировой, наднациональной. Краткое учение Православной христианской церкви изложено в Символе веры, составленном на Вселенском Соборе в 325 и 391 гг. в городах Никее и Константинополе. В нем говорится, что Бог един в трех лицах — Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. Сын Божий (Иисус Христос) рожден от Бога-Отца прежде всех веков, а Бог-Святой Дух исходит от Бога-Отца. Единый Бог всемогущ и вездесущ, бесконечно справедлив и милосерден. Сын Божий Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти людей и крестной смертью смыл с них первородную (т.е. у каждого от рождения) вину за грехопадение. Христос воскрес из мертвых и положил начало вечной блаженной жизни в раю. Христос послал апостолам (своим ученикам) и Церкви (собранию верующих) Духа Святого, который с тех пор пребывает в Церкви и наставляет ее в истине. Единая, святая, соборная и апостольская церковь пребудет непобедимой силами зла до самого конца существования мира. Дух Святой, пребывающий в церковных таинствах, освящает и дает им силы жить по-христиански. Господь Иисус Христос придет второй раз на землю, когда человечество окончательно погрязнет в грехах и в мире воцариться Антихрист — реальный политический вождь, противник Бога, воплощение Сатаны. Антихрист внушит людям, что он истинный посланник Бога, и получит власть над миром, но процарствует всего три года. Христос явится во второй раз в силе и славе и возглавит битву против Антихриста (Армагеддон). Наступит всемирная катастрофа, Конец света, а затем всеобщее воскресение и Страшный Суд, на котором каждый человек получит по делам своим. После этого начнется вечная жизнь: для праведников — вечное общение с Богом в Раю, для Сатаны и грешников — вечные мучения в Аду. Православная Церковь учит, что земная жизнь человека — это преддверие его будущей, загробной, вечной жизни, поэтому от того, как мы ее проживем, зависит наша судьба после смерти. Смертным является тело, душа же вечна и ожидает после смерти Страшного Суда, на котором будет окончательно решено — спаслась она (попал человек в Рай) или нет. Для спасения недостаточно одной отвлеченной веры, а необходимо, чтобы жизнь соответствовала Десяти заповедям, данным Богом пророку Моисею и Евангельским Заповедям Блаженства, данных Господом Иисусом Христом. Суть заповедей заключается в стремлении к любви к Богу больше, чем к себе, и к ближнему, как к самому себе, даже к врагам. В моральном смысле христианство стоит выше всех других религий, а с точки зрения разума, исполнение христианских заповедей — это кратчайший путь к установлению всеобщего мира и спокойствия, так как без любви к ближнему и всепрощения войны взаимное уничтожение неизбежно. Однако христианство не отрицает справедливую войну, вооруженную защиту веры, защиту обиженных и слабых, защиту своей Родины от врагов. Христос учил прощать своих личных врагов, так как человек должен стремиться к нравственному совершенству. Но к врагам заповедей Божьих, агрессорам и преступникам жалости быть не может.
Самый главный грех человека с точки зрения христианства — это гордость, себялюбие, самонадеянность. Христианин должен уповать прежде всего на Бога и с помощью молитвы просить его прояснить разум, помочь преодолеть соблазны и жить по заповедям. Когда христианина постигают неудачи, болезни, страдания, он не должен роптать на Бога и судьбу, но должен помнить, что все это посылается как испытание для очищения от грехов и укрепления воли в добродетели.
Спасение для христианина возможно только в лоне Церкви, которая рассматривается как мистическое тело Христа. Верующие регулярно собираются для совместной молитвы и богослужения. В любой религии культ — достаточно сложный вид религиозной деятельности, содержание которого определяется вероучением. Конечной целью христианского культа является обращение к богу. Основными средствами служат церковные здания (храм), утварь, кресты, свечи, одеяния священников, религиозное искусство и т.д.
Вся культовая деятельность, пронизанная символическим значением, воплощается в обрядах, таинствах, праздниках и т.п. В качестве примера элементарного культового акта можно привести крестное знамение — изображение креста рукой. В православии крестятся тремя перстами (большим, указательным и средним), сложенными щепотью; старообрядцы — двумя перстами, католики — четырьмя. К сложным культовым актам относятся молитва, проповедь, праздники и пр. Рассмотрим наиболее известные из них.
Целым комплексом церковных обрядов является богослужение. Главное христианское богослужение — литургия, в ходе которой, в частности, совершается таинство причащения, или евхаристии. Дни устанавливаются церковными правилами. В православии литургия называется обедней, в католичестве — мессой. Во время литургии совершаются различные ритуалы, молитвы, читается проповедь, исполняются церковные песнопения.
Проповедь является одной из важнейших форм вероучения, поэтому церковь уделяет ее подготовке значительное внимание. Речь священника во время проповеди должна быть доступной и убедительной. Для этого делаются ссылки на Священное писание, особым образом ставится дикция, нередки обращения к обыденному житейскому опыту и последним событиям общественной жизни.
Символическое содержание культа более всего проявляется в таинствах. Считается, что в таинствах «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия». В православии и католицизме признается семь таинств:
· Крещение (обращение в веру, присоединение к Церкви).
· Миропомазание (призывание на новообращенного Святого Духа). Оба эти таинства в Православии совершаются над младенцами.
· Покаяние или исповедь (рассказ вслух о своих грехах в присутствии священника).
· Причащение (вкушение во время особого Богослужения — литургии– под видом хлеба и вина тела Христа и крови, и тем самым приобщение к Христу).
· Освящение (соборование, призывание Святого Духа в помощь).
· Брак (венчание, освящение именем Бога супружеских отношений).
· Священство (вступление на особый путь служения Церкви в качестве священнослужителя).
Крещение — принятие человека в лоно церкви. После крещения прощается первородный грех (грехопадение Адама и Евы), а также все грехи, совершенные до крещения. В православии новорожденных опускают в наполненные водой купель. Истоки обряда крещения находятся в глубокой древности, когда люди веровали в очистительную силу воды.
Покаяние (исповедь) имеет своей целью получение прощения грехов от самого Господа, благодаря посредничеству священника, которому верующий открывает свои грехи. Тайна исповеди должна сохраняться церковью. Однако случаи ее нарушения бывали. Более того, в 1722 г. Петр I издал Указ, в котором священникам вменялось в обязанность доносить о ставших им известными на исповеди «преднамеренных злодействах» против «службы государевой и церкви».
Покаяние является одним из условий спасения. Житейское отношение к этому, отраженное в поговорке «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься», примитивно по своей сути. Безгрешных людей нет, и в суете будней нелишним будет спросить себя: не согрешил ли злословием, завистью, корыстью, ложью и т.п.? И, безусловно, человеку, искренне раскаявшемуся в содеянном, исповедь принесет душевное облегчение.
Причащение — главное таинство христианской религии. Вкушая хлеб и вино, верующие приобщаются «к союзу с Иисусом Христом», так как хлеб и вино являются плотью его и кровью. В этом таинстве явно прослеживаются пережитки тотемических верований, когда люди поедали мясо и пили кровь священного животного во искупление грехов.
Миропомазание совершается после крещения. Название таинства происходит от слова «мирро», обозначающее особое ароматическое масло, которым смазывают крестообразно лоб, в особых случаях — глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании Духа Святого, а во время смазывания частей тела повторяет слова «печать Святого Духа».
Таинство брака основано на вере в то, что сам бог соединяет желающих создать семью. Это таинство утвердилось в христианстве позднее других. Большинство современных церковных браков, если они заключены искренне верующими, не распадаются. Альтернативой браку для христианина может быть целомудренная жизнь в монашеском чине, что ценится перед Богом более высоко, однако не все к ней способны.
Елеосвящение – таинство, совершаемое над больными, которых мажут специальным маслом — елеем. Считается, что «болящий через помазание тела святым елеем получает благодать Святого Духа, исцеляющую его от болезней телесных и душевных», т.е. от грехов. Священник читает семь посланий апостольских, произносит семь ектиний (прошений) о болящем.
Священство — это посвящение в духовный сан. Согласно вероучению в процессе обряда епископского рукоположения (хиротонии) происходит нисхождение Святого Духа на рукополагаемого, и он становится посредником между Богом и людьми. В Церкви существуют особые служители, называемые священниками, попами (от «папа» — отец), батюшками. Существуют три степени священства: дьяконы (помощники священника), иерей (тот, кто может совершать Богослужение и таинства), епископ (тот, кто может посвящать в иереи и руководить жизнью христиан в определенной области, епархии). Священники могут быть «белыми», то есть женатыми (только первым браком), или «черными» (монашествующие, давшие обет безбрачия, все епископы являются «черным» духовенством). Епископами являются высшие иерархи (архиереи): патриарх, митрополиты, архиепископы и собственно епископы. В православии патриархи руководят автокефальными церквями. Остальные архиереи осуществляют руководство епархиями (административно-территориальными единицами в христианских церквях). Занимать высшие должности имеют право только представители черного (неженатого) духовенства.
Обряды представляют собой важнейший компонент религиозного культа, в них реализуется вера в наличие двусторонних отношений между человеком и божеством. Наглядным примером христианского обряда является молитва — обращение верующих к богу. В основе молитвы лежит магия слова, т.е. вера в то, что оно может быть услышано и принято. В психологическом плане в молитве реализуется потребность в общении. Чаще всего в молитвах содержатся просьбы, благодарность Богу или прославление его. В качестве молитв верующими, в основном, используются уже готовые тексты. Наиболее общеизвестна «Отче наш».
Православная обрядность немыслима без икон, они имеются в каждом храме. Часть интерьера храма — стена с иконами, называемая иконостасом,–отделяет алтарь от остальной части храма.
Необходимый элемент христианских обрядов (исключение составляют баптисты, адвентисты и некоторые другие протестантские церкви) — поклонение кресту. У католиков кресты четырехконечные, у православных — четырех-, шести-, восьмиконечные, у старообрядцев — восьмиконечные. Крест — символ христианского вероучения. Основанием для поклонения кресту служит факт распятия Иисуса Христа на этом орудии казни времен Римской империи.
Ранние христиане отвергали крест как «языческий символ». Официальное почитание его было введено в IV в. н.э., после того, как Елена, мать римского императора Константина, нашла, согласно церковному преданию, крест, на котором был распят Христос.
Важное место в православии занимает культ святых. Перечислить их всех ввиду огромнейшего их количества невозможно, поэтому остановимся только на православной типологии. Существует семь рангов святых: ангелы, пророки, праведные, преподобные, апостолы, святители, мученики.