Религиоведение — Религия и нравственность
- Религиоведение
- Происхождение и структура религии в обществе
- Религиозные отношения
- Религия и нравственность
- Почему религий много, или не все ли равно, как верить?
- Какие на свете существуют религии?
- Религиозная безопасность общества и государства
- История и вероучения основных традиционных для России религий
- Ангелы и апостолы
- Ислам
- Особенности вероучения современного ислама
- Мусульманский культ
- Мусульманские праздники
- Суннизм и шиизм
- Буддизм
- Хинаяна и махаяна
- Иудаизм
- История и вероучения нетрадиционных для России религиозных объединений
- Свидетели Иеговы
- Церковь Сайентологии (Хаббард-колледж)
- Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)
- Ваххабиты (исламские экстремисты)
- История взаимоотношений религии и государства в России
- Религия и право в современной России
Нравственность — это явление, исторически существующее во все времена и во всяком обществе. Нравственные ценности указывают человеку, «что такое хорошо и что такое плохо». В этом отношении нравственность связана с религией, но все-таки, это разные явления. Религия — это связь человека с Богом, который мыслится как абсолютное Добро и источник всяческих благ. Любая религия предполагает существование нравственности у своих последователей, под которой понимается соответствие их поведения определенным мировоззренческим принципам. Термин «нравственность» происходит от слова «нрав», что означает «образ мыслей, поведение» (например, «человек доброго нрава»).
Религия включает в себя понятие нравственности, но соблюдение нравственных норм есть не самоцель, а средство достижения святости, соединение с Богом, который есть абсолютное Добро.
На первый взгляд может показаться, что нет разницы между религиозной и безрелигиозной нравственностью, что десять библейских заповедей и «Моральный кодекс строителя коммунизма» — это одно и то же, ведь заповеди одинаковы: не убий, не укради, люби своего ближнего и т. п.
Безрелигиозная нравственность ставит перед человеком цель достичь нравственного совершенства, которое выражается, главным образом, в практической деятельности, в то время как религия предполагает изменение внутреннего мира человека. Например, раскаявшийся в одно мгновение на кресте преступник был прощен Христом и попал в Рай, даже не совершив каких-либо внешних действий.
История показывает, что религия способна давать человеку такие силы для нравственных поступков, каких нельзя найти ни в естественных проявлениях его природы, ни в логических выводах разума. В самом деле, из природных потребностей не следует, что человеку нельзя обижать слабого или брать чужое, скорее, наоборот. С точки зрения разума также нельзя доказать, что быть нравственным для человека лучше, нежели безнравственным. Поэтому для безрелигиозных людей нравственность существует как безусловное повеление совести, абстрактного долга.
Религиозная нравственность основана на авторитете Бога, который заповедует определенные правила. От понимания Бога зависит и конкретная нравственность. Например, нравственная заповедь ветхозаветной религии — «око за око», а уже в Новом Завете совсем иное — «не противься злому... люби врагов своих». Вместе с тем, все традиционные мировые религии содержат в своих вероучениях некие общие нравственные принципы, получившие название «общечеловеческие». Это следующие заповеди: люби своего ближнего, сострадай ему, будь справедлив, относись свято к семье, чти своих предков и т. п. Религия — это одна из самых древнейших форм мировоззрения, поэтому многие исследователи считают, что нравственность во многом берет свое начало в религии. Нравственность может претендовать на абсолютность, если она основана на безусловном авторитете. Признавая право нравственных людей считать себя безрелигиозными, мы не может не отметить, что традиционное религиозное воспитание во многом способствует развитию в человеке нравственных задатков. «Если Бога нет, то все дозволено», — говорил один из героев Достоевского. Нельзя отрицать тот факт, что люди, называющие себя верующими, могут быть безнравственными, но речь идет именно о нравственном идеале, который есть в любом вероучении, и которого человек может достичь только своим духовным трудом и волей.