Религиоведение — Происхождение и структура религии в обществе

Происхождение и структура религии в обществе

Вне зависимости от личной религиозности следует признать, что религия — это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом.

Возникновение религии обусловлено определенными отношениями, складывающимися в обществе. Человек является существом, ограниченным в своей материальной жизнедеятельности, поэтому общественные отношения также являются ограниченными в своих возможностях. Люди, верящие в существование Бога, считают, что он господин над природой и человеком, и поэтому может устанавливать правила и запреты для человека в его общественной жизни: не убий, не укради и т.д. Люди, считающие что никаких сверхъестественных сил, Бога не существует, полагают, что религия — это фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни. В истории объекты такого отражения менялись. Сначала это были силы природы: древний человек верил в богов солнца, моря, дождя, грома и т.д. Впоследствии объектом поклонения становятся общественные силы, которые властвуют над человеком и поэтому обожествляются им. Например, древние евреи верили, что Бог-спаситель придет к ним как царь, который военно-политическим путем освободит их.

Таким образом, религия возникает как результат отчуждения человека в обществе от своей деятельности, от самого себя. Человек не чувствует себя во всем свободным и самодостаточным и поэтому уповает на высшую, потустороннюю силу.

В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, подлинный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости. Результат этого отражения запечатлевается в сознании, в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, организационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Религиозное сознание основано на религиозной вере. Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении событии, в предполагаемом поведении человека, истинности идеи при дефиците информации.

Слово «вера» в русском языке обозначает два совершенно разных явления (в других языках для этих явлений имеются разные обозначения; например, в английском — faith и belive). Первое значение слова «вера» — «доверие», «принятие чего-либо без доказательств», например: «…я верю в то, что Волга впадает в Каспийское море, хотя сам я это еще не видел». Это вера-доверие, belive. Вера же в религиозном смысле — это не просто признание факта, что Бог есть и Он прав, а, прежде всего, личностное самоопределение по отношению к знанию о Высшей реальности. Верить в этом смысле — значит согласовывать каждую свою мысль и каждое свое действие с тем фактом, что есть Бог, ад, рай, сверхъестественная реальность, оказывающая влияние на нашу судьбу. Это вера-faith, «горячая», заинтересованная вера.

Религиозная вера – это чувственное отношение человека к богу, уверенность в том, что он есть и мы зависим от него. Вера появляется в неопределенной ситуации, поэтому действие человека в соответствии с ней связано с риском, необходимостью проявления волевых качеств. Вера в обыденности быстро угасает. Религиозная же вера возникает по поводу про­цессов, имеющих для человека жизненно важный смысл и представляет сплав знаний и эмоций. Объектом религиозной веры может быть не только Бог, но и Родина, народ, будущее и т.д. Как сказал поэт: «В Россию можно только верить»…

Религиозная вера предполагает диалог с существами «иного мира», объектом веры. Диалог реализуется в молитве – внутренней или звучащей речи.

Религиозное сознание включает в себя содержание веры в чувственных и мыслительных формах. Чувственными формами могут быть самые разные эмоции — любовь, страх, радость, надежда и т.д., если они направлены на объект веры. В этом случае переживается «любовь к богу», «страх Господень», «сострадание к ближнему» и т.д.

Мыслительная форма сознания — это вероучение, система теоретических положений о боге, мире, природе, человеке, и оценка окружающей действительности. Богословие основывается на сакральных текстах: Библии, Коране, Талмуде и т.д.

Религиозная деятельность — это реализация установок и идей религиозного сознания. Главным в религиозной деятельности является культ (от лат. — «почитание, уход»). Культовая деятельность — это почитание верующим Бога, что выражается в Богослужениях, молитвах, проповедях и т. п. Культ обязательно включает культовые тексты: молитвы, псалмы, песнопения и др. К средствам культа относятся культовые здание (церковь), культовые предметы (крест, свечи). Важнейшее средство — культовое здание, попадая в которое человек оказывается в «ином» мире, отличающимся от обычной «земной» жизни. Способы культа — это выработанные на основе вероучения нормы и правила, устанавливающие, что и как нужно делать (поклоны, молитвы, праздники и т.д.). Способы и средства имеют символическое значение. Символ — это знак, передающий какой-либо смысл, помимо своего непосредственного значения. Например, восьмиконечная звезда в православии символизирует Богородицу, поскольку при Рождестве Христове в небе загорелась Вифлеемская звезда, а трехперстье отражает веру в единство Бога в трех лицах.

Религиозная деятельность имеет своей целью стимулирование религиозного сознания, оживление веры, удовлетворение религиозных потребностей. С помощью символических действий у верующих вызываются соответствующие эмоции: избавление от тоски, появление радости и прилив сил.