Религиоведение — Особенности вероучения современного ислама

Особенности вероучения современного ислама

Главными источниками вероучения ислама являются Коран и Сунна. Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Коран написан аятами, т.е. стихами. В Коране изложены основы вероучения, законодательства, нравственности, обрядовые наставления. В Сунне сосредоточены предания о поступках пророка Мухаммада в различных житейских ситуациях. Сунна — главный источник мусульманского права — шариата.

Шариат — это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. Он содержит не только юридические, но и нравственные нормы, не расчленяя их на мораль и право. Шариат включает в себя и право — фикх, и морально-поведенческие наставления, а также предписания культа. Источниками шариата являются Коран, Сунна и Адат (нормы обычного права). Патриархальный пласт отчетливо вскрывается во многих предписаниях мусульманского права. Так, в наказаниях за преступления против жизни и здоровья человека шариат исходит из родоплеменных обычаев — определяет виру, т.е. цену крови, в зависимости от тяжести действия. Как правило, это — талион: око за око, зуб за зуб. Шариат прямо поощряет кровную месть; в Коране говорится: «Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, и раб — за раба, и женщина — за женщину». Правда, за пролитую кровь можно откупиться, заплатив родственникам убитого виру.

Наказания за преступления носят жестокий характер. В Коране говорится: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха», «Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов... и пусть присутствует при их наказании группа верующих».

К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся права и положения женщин. Широко известно, что женщина в мусульманском обществе поставлена в приниженное положение по сравнению с мужчинами. Так, официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, могут иметь до четырех жен (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц. Кроме того, муж всегда имеет право на развод, жена обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. В повседневной жизни мусульманка скована бесчисленными правилами поведения: обязана уступать дорогу мужчине, не имеет права обгонять его. Предусматривается обязательное затворничество женщин, которые не могут появляться на людях с открытым лицом и неприкрытыми ногами.

К основным положениям ислама относятся:

· Вера в Единого Бога Аллаха, строгий запрет идолопоклонничества (в исламе даже запрещено изображение людей, живопись).

· Вера в ангелов и демонов. Это соответствует христианскому учению о добрых ангелах, злых бесах, Сатане (в исламе — Шайтан).

· Вера в святость Корана: он считается полученным от Бога и вечным.

· Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. Коран утверждает, что цепь Библейских пророков (Ибрагим–Авраам, Нух–Ной, Муса–Моисей, Иса–Иисус) подготовила появление последнего пророка «печати пророка» Мухаммеда.

· Вера в существование Рая и Ада. В отличие от христианства, мусульмане представляют их более чувственно. В Раю вкусная еда, реки молока и меда, прекрасные девушки-гурии.

· Вера в Божественное предопределение: не существует что-либо, не зависящее от Аллаха.

· Вера в бессмертие души и воскресение в день Страшного суда.

Рассмотрим эти положения подробнее.

Основу мусульманской религии составляет вера в Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его», — утверждает Коран. Поклонение другим богам считается у мусульман смертным грехом. Образ Аллаха, «никем не созданного и вечного», наделяется такими эпитетами, как «мудрый», «милосердный», «творец мира и земли» и т.д. — всего до ста определений. Аллах — создатель Вселенной, Земли, неба, всей жизни. У него никого нет — ни сына, ни дочери, потому что в Коране говорится, что «у него нет подруги». Аллах правит миром. За непослушание он может покарать людей и при жизни, и после смерти. Верующий мусульманин не имеет права сомневаться в вере. Если же он оступится, то искупить вину можно или дарами, или совершив паломничество в святые места. Аллах выступает по отношению к верующим двояко: он может простить им грехи, помочь в беде, и в то же время он жестоко карает людей даже за незначительные проступки. Никому неизвестно, как поведет себя Аллах в том или ином случае, это вездесущий непознаваемый дух, находящийся «везде и нигде».

Если Аллах невидим и непознаваем, то как же его повеления доходят до людей? Ислам утверждает, что функции посредника между Аллахом и верующими выполняет пророк Мухаммад.

Образ Мухаммада довольно противоречив. С одной стороны, он может совершать невероятные чудеса, а с другой, в Коране говорится о его смертности, других непосредственно человеческих качествах. Мухаммад не единственный пророк в исламе, но самый главный. Сомневаться в нем — все равно, что сомневаться в Аллахе.

Помощниками Аллаха в его небесных и земных «делах» являются, как утверждает Коран, ангелы и демоны (или шайтаны). Ангелы в представлении верующих — это быстрокрылые, бесполые существа, созданные из света. Каждый ангел выполняет свою функцию. Так, Джабраил передает божественные повеления, Микаил следит за порядком во Вселенной, Исрафил готов протрубить о страшном суде, Азраил — ангел смерти — с помощью меча умерщвляет людей, выпускает души из тела. Есть ангел, который ослушался Аллаха. Это Иблис — дьявол, шайтан. Аллах, однако, не стал с ним расправляться, а оставил его для искушения людей, чтобы он испытывал их веру, стойкость к соблазнам. Каждый человек, говорится в Коране, имеет двух ангелов-хранителей, записывающих добрые и плохие дела. Эти дела взвешиваются затем на специальных весах, и тем самым определяется степень грешности верующих.

Коран разделяет природу человека на две сущности — телесную и духовную. Тело человека Аллах слепил из глины. Но человек оставался безжизненным, пока Аллах не «вдул в него своего духа». «Божественная» душа поэтому считается бессмертной и покидает тело после смерти человека, а тело — лишь оболочка души, ее вре­менное вместилище.

С представлением о бессмертии души связано воскресение из мертвых в день страшного суда. Точного описания этого дня в Коране нет. Обычно он понимается как наказание за забвение традиций отцов, за неуважение к духовенству. Современные мусульманские теологи отождествляют знамение конца света с распространением атеизма.

Представление рая связано с земными потребностями мусульман. Это оазис с прохладной и чистой водой; везде зелень, прохлада, обилие вкусной еды, красивой одежды. По раю протекают реки с молоком, медом, вином. Каждого мусульманина ожидают здесь гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, нежной белой кожей. Они всегда готовы на ласки, вечно молоды, не теряют девственности. После утех их телесная чистота восстанавливается немедленно. В центре рая растет Лотос — дерево жизни, в тени которого отдыхают праведники. Здесь же хранятся все священные книги. Над раем возвышается трон Аллаха, излучающий чудесный свет. Этот свет доставляет покой, блаженство. Мусульманский ад состоит из семи кругов. Для грешников здесь приготовлены всевозможные орудия пыток: огонь, котлы со смолой, щипцы для вырывания мяса из тела и т.п. Попавших сюда терзают страшные животные, скорпионы, змеи. Муки ада бесконечны, но есть представления, по которым Аллах может простить грешников и выпустить их из ада, когда они «сгорят и обуглятся».