Религиоведение — Буддизм

Буддизм

Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. и является первой по времени своего возникновения мировой религией. В дальнейшем он завоевал множество последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, сына царя одного из государств на северо-востоке Индии (в современных ориентирах — у границ Непала). Чудесным образом зачатый (его мать Майя увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон), мальчик столь же необычным образом родился — из бока матери. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Незаметно Гаутама вырос, вскоре женился, у него родился сын. Как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, после похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие раздумья аскета. Так он узнал, что в мире существует несчастье, болезни, смерть, что миром правит страдание. В 29 лет, пораженный всем этим, Гаутама отказался от всех благ роскошной жизни, оставил жену с малолетним ребенком и отправился странствовать. Семь лет он вел жизнь бродячего аскета и искал истину, предаваясь подвигам самоистязания и умерщвления плоти. В дальнейшем он, однако, убедился в бесплодности выбранного пути и занялся размышлениями о причинах страдания и о способах его преодоления. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обычно, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел». Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины. После этого он стал Буддой, т.е. «просветленным». Несколько дней он сидел под деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Будда стойко вынес все искушения и продолжил свой великий подвиг. Он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его учениками, и прочел им свою первую проповедь. Сорок лет проповедовал Будда в Северной и Центральной Индии и умер около 480 г. до н.э., положив основание многолюдной и мощной церковной организации — сангхе.

Этические и социальные идеи буддизма были привлекательны для общества в целом. Что же касается практики, ставившей своей целью достижение нирваны, то эта сфера функционирования буддизма была строго ограничена ушедшими от мира, т.е. монахами. Первыми последователями Будды были аскеты, которые небольшими группами (не менее 6 человек) собирались в каком-либо уединенном месте на период дождей и образовывали нечто вроде микрообщины. Вступавшие в общину обычно отказывались от всякой собственности (бхикшу — буквально нищий). Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое — кружку для сбора подаяний, миску для воды, бритву, посох. В пещере, пережидая период дождей, бхикшу предавались размышлениям, практикуясь в искусстве сосредоточения и самосозерцания (медитации). Вблизи мест их обитания умерших бхикшу и хоронили. Впоследствии в честь легендарных деятелей раннего буддизма возводились могильные сооружения, памятники — ступы (куполообразные строения — склепы с наглухо замурованным входом). Вокруг этих ступ сооружались различные строения. Так возникали монастыри. Постепенно складывался устав монастырской жизни, росло количество монахов, послушников, монастырских крестьян и рабов-слуг. Прежние, свободно странствовавшие, бхикшу превратились в почти постоянно проживающих в монастырях монахов, обязанных строго соблюдать требования устава, подчиняться общему собранию сангхи (общины монахов данного монастыря) и избранному настоятелю.

Ядром буддийского вероучения является учение о страдании, которое раскрывается в «четырех благородных истинах». Первая гласит, что всякое существование есть страдание. Вторая утверждает, что причина страдания заложена в самом человеке, ибо порождается его жаждой жизни, наслаждений, власти и вообще привязанностью к жизни в любой ее форме. Третья истина разъясняет, что прекратить страдания возможно, для чего необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, а всякое желание подавлено. И четвертая истина заключается в указании «благородного срединного восьмиричного пути» спасения, состоящего из восьми звеньев праведного: воззрения, стремления, речи, поведения, жизни, учения, созерцания, самопогружения.

Критика земного мира доведена в буддизме до абсолюта, бытие и страдание тождественны, все обречено на мучение, и любая привязанность к миру — радость, долг, любовь и пр. — таит в себе опасность очередных перерождений, наполненных новым страданием.

Реальный мир есть сансара – круговорот рождений, смертей и новых рождений. Эти перерождения подчиняются закону кармы. Карма — одно из центральный положений буддизма, да и всей религиозно-философской индийской мысли. Суть в том, что сумма добрых и злых дел каждого человека (его карма) определяет форму последующего перерождения. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение (ты возродишься в новой жизни на более высоком уровне); средняя карма дает возможность возродиться примерно в том же качестве, какое было ранее; плохая карма ведет к тому, что ты в новой жизни возродишься изгоем, рабом, а то и вовсе животным или растением. Идея кармы удовлетворительно объясняла и решала проблему добра и зла — все зависело только от тебя самого. Остаются в стороне, как несущественные, все представления о социальной несправедливости, об имущественном неравенстве и т.п. Все это не имело отношения к главному: причина твоих страданий в твоем нынешнем рождении — ты сам, точнее, твои успехи в прошлом, твоя карма. Что ты заслужил, то и получил. Идея кармы имела огромное психологическое значение, став регулятором индивидуального и социального поведения сотен поколений индийцев. Однако карма обрекала человека на вечное перерождение в сансаре, смерти не было, был вечный круговорот страданий. Специфика буддизма состоит в том, что он в качестве высшей цели выдвигает не стремление к лучшему перерождению (это было и до буддизма), а достижение полного прекращения перерождений, выход из сансары (чертова колеса). Добиться такого выхода можно лишь достигнув нирваны, что доступно только архату, победившему свои желания и жизненные стремления, освободившемуся от суеты мира сего. Нирвана, хотя и является одним из центральных понятий буддизма, не имеет четкого определения. Обычно она понимается как определенное состояние, характеризующееся полным слиянием чувств, воли и интеллекта, абсолютным покоем и независимостью. Путь крайнего аскетизма был отвергнут еще самим Буддой, который до «просветления» в течение семи лет предавался аскезе (аскеза — добровольное подавление чувственных желаний), но истину так и не нашел.

Идеалом буддизма является человек, достигший полной отрешенности от жизни. Его не должны волновать ни собственные проблемы, ни страдания других. Да и какой смысл в привязанности к жизни, стремлении что-то изменить, если весь окружающий мир — это иллюзия. Однако эта иллюзия существует объективно. Дело в том, что человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не результат субъективных представлений индивида, а вполне объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Слово «дхарма» в буддизме многозначно. Им именуют и доктрину в целом, и буддийский закон, и, наконец, первочастицы мироздания.Существуют дхармы чистого сознания, дхармы чувствен­ные, т.е. связанные со зрительными, слуховыми и прочими восприятиями и ощущениями человека, дхармы психики, рождающие эмоции, и другие. Всего таких дхарм в обычном человеке, согласно различным школам, сектам буддизма, –75–100, а то и больше.

Все живущее в мире состоит из дхарм, точнее, из живых, движущихся дхарм. Жизнь — проявление безначального и практически вечного волнения дхарм, которое и составляет объективное ее содержание. Понять это и попытаться успокоить свои волнующиеся дхармы — означает взять жизнь в свои руки и тем, в конечном счете, добиться цели, т.е. достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Но как это сделать?

Круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью. Определяется он неизменным волнением дхарм. Успокоить волнующиеся дхармы сможет лишь тот, кто преодолеет авидью, т.е. незнание, затемняющее разум. Собственно, именно этим всегда были заняты буддийские монахи и вел к этому «восьмеричный путь» постижения истины и приближения к нирване.