Религиоведение — Хинаяна и махаяна

Хинаяна и махаяна — основные направления в буддизме. Буддизм никогда не был чем-то единым и цельным, его всегда раздирали противоречия между различными школами, сектами, направлениями.

Ранний буддизм — в основе своей хинаяна (малая колесница) — проповедует «узкий» путь спасения. Согласно хинаяне, достигнуть нирваны может только незначительная часть людей — монахи. Хинаяна крайне аскетична, она требует отказа от всех земных радостей и удовольствий. Будда не выступает здесь в роли бога, он просто человек, наделенный всеми возможными добродетелями, учитель, открывший людям путь спасения.

Махаяна (большая колесница) проповедует «широкий» путь спасения. Она направлена в сторону сближения буддийского учения с миром, превращения его в близкую и понятную религию людям. Именно религию, а не учение о спасении и достижении освобождения для немногих ревностных подвижников. В частности, было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и тоже могут приблизить его к нирване.

В махаяне буддийские боги стали приобретать зримые черты. В огромных количествах стали появляться изображения Будды и множественных бодисатв, преимущественно скульптурные. А изображать божественное тело нельзя было в хинаянистских традициях презрения и отвращения ко всему телесному. Вспомним, что эти традиции требовали отношения к человеческому телу, как к куче нечистот, в махаяне с этим было покончено, и возникли условия для развития буддийского искусства, создавшего великолепные статуи будд, бодисатв. Разрослась в махаяне обрядовая сторона буддизма: заклинания, публичные представления с шествиями, поклонение статуям-идолам, курения и т.д. Изменился и уклад жизни духовенства. Уходит в прошлое аскетизм всего образа жизни, в частности, аскетизм пищи и одежды. На смену пещерам и лесным убежищам явились огромные, прекрасной архитектуры монастыри, в которых обитатели отправляют культ и изучают священные книги.

На территорию нашей страны буддизм проник в форме ламаизма. Это форма буддизма сложилась в VII–ХIV вв. в Тибете. Основное отличие ламаизма от ортодоксального учения заключается в услож­нении обрядов, скрупулезное исполнение которых позволяет общаться с богом.

На территорию России ламаизм проник в XVIII в. Рус­ское правительство отнеслось к этому вполне лояльно. Правда, нельзя сказать, чтобы буддистам была предоставлена полная свобода. Главу буддийского управления Бурятии бандидо-хамбо-ламу утверждал на этом духовном посту сам царь, настоятелей монастырей — генерал-губернатор. Ламы объявили Екатерину II (а за ней и всех ее преемников — русских царей) земным воплощением одной из важнейших богинь пантеона — Цагал-Дара-Ухэ.

Сегодня большинство верующих буддистов составляют, в основном, калмыки, буряты и тувинцы. На духовном соборе буддистов страны избирается центральное духовное управление. Председатель управления имеет духовное звание дид-хамбо-ламы. Резиденция его находится в действующем Иволгинском дацане, в 40 км к югу от Улан-Удэ.