Религиоведение — Ангелы и апостолы

Ангелы и апостолы

Ангелы – это небесные служители Бога, наделенные сверхъестественными способностями, возвещающие людям «волю божью». Классификация ангелов довольно сложна, они разделяются на девять чинов и три лика: 1 — серафимы, херувимы, престолы; 2 — господства, силы и власти; 3 — начала, ангелы, архангелы. За каждым разрядом ангелов закреплены строго обозначенные функции. Например, силы «выполняют волю божью», серафимы «пламенеют любовью к Богу», херувимы «сияют светом богопознания» и т.д.

Вознося молитвы Богу — Единосущной троице, православные христиане почитают святых — Деву Марию, пророков, апостолов, мучеников, преподобных (монашествующих) и других угодников Божьих. После своей кончины Святые не порвали своей связи с нами, но перешли в небесную область Церкви. Там у престола Божия они молятся о живущих как о своих младших братьях и помогают им достичь Царства Небесного. Среди святых есть люди многих времен и народов.

Православным русским дорога память святых равноапостольных (крестителей) княгини Ольги и князя Владимира, святых Бориса и Глеба, Сергея Радонежского и Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и других, также новых российских мучеников XX в. Но, например, Николай Чудотворец, всегда особо почитаемый на Руси, был по происхождению грек и жил далеко от Руси.

Следующая категория святых — пророки, которые наде­лены божественным даром предсказывать будущее. Имена многих пророков сохранились в Ветхом завете, как-то: Гад, Самуил, Илия, Елисей и др. Группа ветхозаветных книг, авторство которых приписывалось пророкам, получила название «Книга пророков».

Праведные — это православные святые, прославившиеся своими подвигами «во славу божью», жившие в обычных условиях, а не в монастыре. Монах, получивший статус святого, называется «преподобный». Все преподобные вели, как правило, отшельнический, аскетический образ жизни.

Апостолы — двенадцать, а затем и еще семьдесят учеников Христа, посланных им распространять христианскую религию среди других народов.

В категорию святителей попадают церковные иерархи, имеющие значительные заслуги перед церковью.

И, наконец, мученики — лица, принявшие мучениче­скую смерть за веру Христову. Больше всего святых мучеников среди ранних христиан. Увы, римские императоры имели обыкновение публично скармливать христиан львам.

Святые считаются заступниками смертных перед Богом и «молитвенниками» за них, поэтому в молитвах к святым содержатся различные просьбы, чаще всего такие, с которым верующий по тем или иным причинам не решается обратиться к Богу.

Православные праздники и посты в христианском культе играют важную роль. Как правило, они посвящаются прославлению Христа, Богородицы, а также наиболее значительным, с церковной точки зрения, событиям.

Во главе «праздничного круга» православной церкви находится Пасха. За ней по значимости следуют праздники двунадесятые. Они, в свою очередь, разделяются на переходящие и непереходящие. Переходящих праздников три: Вознесение Господне празднуется на 40-й день после Пасхи между 1 мая и 4 июня. Троица (Пятидесятница) — в 50-й день после Пасхи, и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) — за неделю до Пасхи.

Праздники называются переходящими потому, что их дата изменяется вслед за выпадающей каждый год на разные числа Пасхой. Сама Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (через неделю после иудейской Пасхи).

Непереходящих праздников девять. Это Рождество Христово — 25 декабря (7 января), Крещение Господне — 6 (19) января, Сретение Господне — 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля), Преображение Господне — 6 (19) августа, Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа, Рождество Богородицы — 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября, Введение во храм Богородицы — 21 ноября (4 декабря).

В разряд великих выделены пять праздников: Обрезание Господня — 1 (14) января, Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля), Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября.

Существуют также престольные (местные) праздники. К ним могут быть отнесены все из названных и вообще любой праздник, знаменующий какое-либо событие священной истории, прославляющий святого, в честь которого возведен храм.

Дата Пасхи была установлена в 325 г. на Никейском соборе, она выпадает на промежуток с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

В настоящее время многие религиозные праздники отме­чаются как верующими, так и неверующими. Таковы Пасха, Рождество Христово и т.д. Вероятно, так и должно быть. За тысячу лет существования христианства на Руси они стали частью национальной культуры.

Христианские праздники перемежаются постами. Чтобы преодолевать свои слабости, существуют постные дни, когда христианин не вкушает молоко и мясо и не предается веселью.

В православном церковном календаре на посты приходится около 200 дней в году. Есть посты однодневные и многодневные. Самый продолжительный — Великий пост. Он длится около семи недель, начинается после масленицы и заканчивается в Пасху. Рождественский пост длится сорок дней — с 15 (28) ноября по 25 декабря (7 января). Успенский пост — с 1 (14) по 15 (28) августа. Петров пост начинается в первый понедельник после Духова дня и продолжается до праздника Святых Петра и Павла. Постными днями являются также среды и пятницы.

Христианская Церковь распространилась первоначально в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Русь была крещена в 988 г. князем Владимиром, который воспринял христианскую веру из Византийской империи. С тех пор исторически Россия неразрывно связана с Православием.

Православие (с греч. — ортодоксия) — наименование правого, свободного от заблуждений вероучения. Так стали называть с XI в. свою церковь христиане, сохранившие изначальную чистоту веры. Дело в том, что Римский епископ в то время стал претендовать на единоличную абсолютную власть в Церкви. Западные римские христиане вопреки мнению своих восточных единоверцев из Византии объявили Римского епископа, папу (от лат. «отец») главой всех христиан и заместителем, наместником (викарием) Иисуса Христа на земле. Это решение противоречило изначальному христианскому принципу соборности (собор — собрание, единение верующих в Боге), согласно которому истинным является то решение, которое принято единогласно, сообща. Это был первый шаг западных христиан, искажающий суть истины, а затем ими были приняты и другие, еретические (отклоняющиеся от изначального учения) положения и догматы. В 1054 г. Церковь организационно разделилась на Восточную, Православную (с центром в Константинополе, в Византии), и Западную, Католическую («католикос означает «всемирный», речь идет о всемирной власти папы римского).

Основные отличия догматов православия от католицизма заключаются в следующем:

1. Единый Бог существует в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой. Каждое лицо троицы, как говорят богословы, имеет свое самостоятельное тело, однако надо верить, что это не три бога, а один Бог. При этом Дух Святой исходит только от Бога-отца, а в католицизме дух святой исходит от Бога-отца и Бога-сына одновременно. Это разногласие сами церковники считают наиглавнейшим

2. Учение о загробном мире. В православии считается, что душа человека после его смерти попадает либо в рай, либо в ад, в зависимости от предыдущей жизни человека. В католицизме в структуру загробного мира включается учение о чистилище, где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок пребывания в чистилище по молитвам церкви (за плату со стороны родственников) может быть сокращен. С этим связана практика индульгенций — отпущения грехов еще при жизни за плату.

3. Православие подчеркивает принцип соборности, утверждая, что только через собор священнослужителей (а не через одного человека) может быть передана воля Бога. Католики же признают догмат о непогрешимости папы в делах веры.

4. У католиков существует целибат — обет безбрачия, который дает каждый молодой верующий, когда принимает сан священнослужителя. В православии безбрачие обязательно только для монахов.

5. В католицизме сильнее, чем в православии, развит культ Богородицы — Девы Марии. В 1854 г. был провозглашен догмат о «непорочном зачатии Девы Марии», а в 1959 г. — о ее «вознесении на небо».

В XV в. Византия была завоевана турками, и Русь осталась единственной в мире православной страной. Псковским монахом, старцем Филофеем была создана формула «Москва — Третий Рим», предполагающая, что Русь осталась последним носителем, хранителем и защитником правой веры, и поэтому ей предназначена особая судьба в мировой истории. Сознание мессианства (Богоизбранничества) повлияло на становление и формирование национального менталитета русских.

В XVII в. тогдашней главой Русской церкви патриархом Никоном была поведена богослужебная реформа, чтобы сблизить церковные порядки на Руси с теми, что были в других Православных церквях. Например, вместо того, чтобы креститься двумя перстами, требовалось креститься тремя, вместо «Исус» говорить «Иисус» и т.п. Часть духовенства и верующих во главе с протопопом Аввакумом начали бороться против нововведений, считая их изменой истинной вере, и образовали свою церковь, которая стала называться старообрядческой. Старообрядцы — это такие же православные христиане, но они считают, что из «официальной» церкви после раскола XVII в. ушла благодать, и Москва перестала быть «Третьим Римом». Для них характерно ожидание скорого конца света и связанный с этим строгий аскетизм. Старообрядцы в XVII–XIX вв. преследовались властями и выселялись в малообжитые районы и за границу. Старообрядцы делятся на две большие группы: поповцев и беспоповцев — в зависимости от того, имеют ли они священников или нет. Обе эти группы распались на множество других, названия которых произошли от имен их основателей (феодосеевцы, филипповцы и т.п.).

До 1917 г. православие было государственной религией Российской Империи и играло решающую роль в развитии русской культуры и государственности. Русский император был православным царем, венчаемым на царство церковью. Существовала система религиозного образования и воспитания в школах, гимназиях, армии (уроки Закона Божьего, институт войсковых священников). Что бы ни говорили противники религии и церкви, но именно православная христианская мораль была основой нравственного порядка русского общества. Именно Церковь была последней преградой, удерживающей народ от духовно-нравственного вырождения. Именно православие было единственной религией в России, которая всей полнотой своего учения обосновывала необходимость существования сильного централизованного государства, поддерживала авторитет государственной власти и органов охраны порядка. Церковь благословляла царских воинов — «служивых людей» — на борьбу с внешними агрессорами и внутренними смутьянами и экстремистами. Кредо церкви в вопросах о силовых структурах сформировано митрополитом Филаретом: «Люби своих личных врагов, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими».

Враги России, которые в начале XX в. были заинтересованы в крахе российской государственности, главенствующую роль отводили борьбе с православием, его дискредитацию в глазах народа, разложение изнутри. Поэтому не случайно, что вслед за крушением русской монархии в 1917 г. наступила пора открытых лютых гонений на Церковь, попытки полного искоренения веры в Бога в России. Избиение духовенства и верующих в России происходили при полном равнодушии так называемой «мировой общественности» западных стран. Известно, что американский миллиардер Яков Шифф вложил миллионы долларов в тайные финансирования революционной атеистической пропаганды среди русских солдат в начале XX в.

И сейчас, в конце ХХ в., американским геополитическим стратегом Збигневым Бжезинским было открыто заявлено, что после крушения коммунизма, главным противником США в России остается Православие.

Церковная организация. В Православной Церкви нет единого всемирного главы, наподобие римского папы у католиков. Существуют 15 автокефальных (поместных) Церквей, каждая из которых управляется патриархом. Самая крупная из поместных церквей — это Русская Православная Церковь (Московский патриархат), которой с 1990 г. управляет патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Кроме русской в мире есть Сербская, Грузинская, Болгарская, Иерусалимская, Американская и другие поместные Православные Церкви. Все они вместе образуют единую (вселенскую) мировую Церковь. В России существуют Русская Православная Старообрядческая Церковь, которая действует самостоятельно и управляется своими митрополитами.

Кроме того, существует РПЦЗ — Русская Православная Церковь за рубежом. Она появилась после 1917 г. как результат послереволюционной эмиграции сотен тысяч русских верующих в Европу и США. РПЦЗ всегда была настроена резко негативно к Советской власти и критиковала Московский Патриархат за сотрудничество с ней. Сейчас в мире существует несколько сот приходов (общин) этой церкви. В последние десять лет несколько общин РПЦЗ появились на территории России. РПЦ и РПЦЗ разделяют не вопросы веры, а, прежде всего, политические противоречия. По своим взглядам к РПЦЗ близка так называемая Истинно Православная (катакомбная) Церковь ИПЦ. Это последователи духовенства, которые полностью отвергли все то, что происходило в России после 1917 г. и перешли на нелегальное положение.

В настоящее время православными христианами является большинство верующих России. Православие — это национальная религия самого крупного этноса РФ — русских (85 % населения). Кроме того, православие традиционно исповедуют осетины, чуваши, якуты, удмурты и другие народы России. Поэтому многие наши соотечественники воспринимают православные праздники, обычаи и обряды как часть духовной традиции своего народа. Уважение Православия, вне зависимости от собственной религиозной позиции, есть неотъемлемая часть уважения и лояльности к России как к стране и государству.