Религиоведение — Религиозные отношения

Религиозные отношения

Религиозные отношения — это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов — господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими посредниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как облада­тели особого дара, например, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общаться с Богом.

Религиозные отношения могут осуществляться не только в рамках собственно культа, но и выходить за них, присутствовать в обществе. Они проявляются в миссионерской деятельности (привлечение новых сторонников), религиозном воспитании и образовании. В качестве носителя религиозных отношений выступают индивиды и социальные группы (семья, этнос), относящие себя к одной вере. Религиозные отношения в обществе имеют разные характеры: от сотрудничества и терпимости до конфликта и борьбы. Практически любая религиозная группа считает свое учение единственно верным, поэтому вопрос о межрелигиозном мире является всегда актуальным.

Религиозные организации призваны социально упорядочить религиозную деятельность и жизнь верующих. Складываются два вида религиозных групп: культовые и внекультовые.

Культовые группы объединяют служителей культа, осуществляющих соответствующую деятельность. Например, в Православной церкви это причт (служители храма), клир (священники), епископат.

Внекультовые группы — это организации управления внекультовой деятельностью: церковный совет, департамент прессы, учебные заведения и т.п.

Культовые и внекультовые группы своей деятельностью обеспечивают целостность религиозной общности. Само строение определяется обычаями и традициями, вытекающими из вероучения.

Религиозная общность со всеми своими религиозными организационными элементами образует религиозные объединения. Первичными ячейками религиозного объединения являются общины, которые имеют единый центр. Например, центром всего католического мира является Святой Престол Римского Папы в Ватикане. Главой православных христиан России и ближнего зарубежья является Патриарх Московский и всея Руси (Московский Патриархат) и т.д. Некоторые религии имеют объединения в рамках всего мира (например, «вселенская» католическая церковь), другие представляют собой автономные объединения в масштабе региона («поместные» православные церкви, духовные управления мусульман).

Сам набор организационных элементов и их взаимосвязь, механизм их функционирования весьма отличаются в разных религиях и конфессиях. Мы выделим три типа религиозных объединений, наиболее характерных для нашей страны.

Церковь — широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно. Члены церкви делятся на духовенство (служителей культа) и мирян (рядовых последователей). В сфере общины церкви имеют структуру централизованного управления.

В современной России к такому типу религиозных объединений относятся Русская Православная Церковь, Русская Старообрядческая Православная церковь, Духовное управление мусульман России, традиционная буддистская Сангха России, Ваад (конгресс еврейских религиозных общин России), две Апостольские администратуры Римско-католической церкви и некоторые другие объединения.

Секта – это религиозное объединение, основанное на вероучениях, оппозиционных по отношению к историческим традиционным религиям. Такое вероучение не отвергает саму религию, а по-своему интерпретирует ее, абсолютизируя какую-либо часть («сектор») древнего вероучения. Например, в христианстве сектами являются протестантские объединения (баптисты, адвентисты седьмого дня, кальвинисты и т. д.). Для сект характерна претензия на исключительность своего учения, убежденность в своем богоизбранничестве, тенденция к изоляционизму. В сектах отсутствует институт священства, лидер считается «одаренным свыше» (харизматиком), подчеркивается равенство всех ее членов. Многие секты могут представлять опасность, во-первых, в плане обеспечения национально-государственной безопасности, так как они оппозиционны традиционной культуре и религии страны, во-вторых, в плане соблюдения прав и свобод человека и гражданина, поскольку стремятся тотально контролировать личную жизнь своих членов, насаждая дисциплину в своей организации.

Секты могут иметь разную судьбу: одни распадаются через некоторое время, другие постепенно превращается в церковь (например, лютеране).