Религиоведение — Религиозная безопасность общества и государства
- Религиоведение
- Происхождение и структура религии в обществе
- Религиозные отношения
- Религия и нравственность
- Почему религий много, или не все ли равно, как верить?
- Какие на свете существуют религии?
- Религиозная безопасность общества и государства
- История и вероучения основных традиционных для России религий
- Ангелы и апостолы
- Ислам
- Особенности вероучения современного ислама
- Мусульманский культ
- Мусульманские праздники
- Суннизм и шиизм
- Буддизм
- Хинаяна и махаяна
- Иудаизм
- История и вероучения нетрадиционных для России религиозных объединений
- Свидетели Иеговы
- Церковь Сайентологии (Хаббард-колледж)
- Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)
- Ваххабиты (исламские экстремисты)
- История взаимоотношений религии и государства в России
- Религия и право в современной России
Религиозная безопасность общества и государства
Знание религиозной ситуацией в стране и своем регионе, а также контроль над ними являются составной частью деятельности по обеспечению правопорядка и национальной безопасности.
Истории давно известен план завоевания страны: сначала приходит религиозный миссионер, за ним — купец, а затем — завоеватель. Миссионер готовит почву для раскола общества по религиозному признаку, организует своего рода «пятую колонну» среди части населения, готовой поддержать любые начинания иностранных хозяев. Купец устанавливает экономическую зависимость. Солдат же довершает дело, уже, по сути, полностью сделанное эмиссарами от религии и экономики.
Необходимо отличать реальную свободу совести от декоративных по своей сути лозунгов об «абсолютной религиозной свободе», «правах религиозных организаций», за которыми кроется стратегия, враждебная России. Она направлена на разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.
Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства состоит в следующем:
· Создание в лице религиозного сектантства, имеющего антигосударственный характер, мощного потенциального рычага давления на власть.
· Создание взаимосвязанной сети некоторых нетрадиционных религиозных организаций для сбора разведывательной информации.
· Создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах России.
· Установление контроля над различными государственными чиновниками со стороны руководителей ряда нетрадиционных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).
Из всего вышесказанного следует, что с точки зрения национальной и государственной безопасности религиозные организации можно разделить на лояльные по отношению к социально-политическому устройству страны и государства и антигосударственные, направляющие свою деятельность на дестабилизацию социально-политической обстановки, ослабление власти, расчленение страны и ее геополитическое поражение.
Права человека и угроза со стороны деструктивных религиозных организаций
Рассматривая проблему религиозных организаций с точки зрения деятельности правоохранительных органов, необходимо поднять основной для защитников правопорядка вопрос о всестороннем обеспечении и соблюдении прав и свобод человека в российском обществе.
Каждый гражданин России свободен сам выбирать, исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный — полный), так как он осуществляет задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации — планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.
Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных, то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека. Можно выделить несколько последствий деятельности тоталитарной секты:
1. Разрушительное влияние на сознание, вызывающее психические расстройства большинства членов секты, что приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны в состоянии психической невменяемости.
2. Установление четкой грани между теми, кто имеет право на существование (члены секты), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов секты на готовность принести в жертву ради достижения цели своей секты любое количество иноверцев.
3. Заведомое оправдание члена секты за любое преступление, совершенное ради своей организации.
4. Принуждение к беспрекословному подчинению членов секты ее лидерам, запрет на любую критику всего, что связано с учением секты.
5. Внедрение в сознание сектантов принципа «удвоения», позволяющего избежать комплекса вины за совершаемые преступления и оправдать любые свои (и других членов секты и лидеров) действия, совершаемые во имя «правильных идей», а также подготовить человека к практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.
6. Полное нарушение идентичности: после психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты.
7. В ряде деструктивных религиозных организаций для воздействия на сознание применяются специальные наркотические средства.
Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники:
1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в корейской протестантской секте принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики — желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, в секте мунитов существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.
2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.
3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.
4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.
5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.
6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежность ритуала.
7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.
8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:
· их разрушение;
· появление социальных сирот — детей, брошенных родителями-сектантами;
· резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь — психического) в результате разрушения семейных отношений;
· лишение ухода за престарелыми родителями детьми-сектантами;
· отсутствие доверия между членами семьи;
· трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;
· вовлечение в секту родных и близких;
· физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.
Совокупность всех названых выше техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить ее на новую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием, личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо нее выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной, «иллюзорной» самостоятельностью.
Итак, угроза со стороны нетрадиционных для нашего общества религиозных организаций может проявляться в двух взаимосвязанных аспектах:
а) посягательство на геополитическую, национальную, государственную, общественную безопасность России (антигосударственность религиозной организации);
б) нарушение прав и свобод граждан (деструктивность религиозной организации).
Как правило, деструктивность влечет за собой угрозу интересам общества и государства, а посягательство на национально-государственные интересы страны означает угрозу правам и свободам граждан.