Религиоведение — Религия и право в современной России

Религия и право в современной России

Правовые нормы, регулирующие религиозную деятельность в нашей стране, можно разделить на две взаимосвязанные группы:

1. Обеспечивающие права и свободы граждан в этой сфере.

2. Регламентирующие статус различных религий и их организаций в нашем обществе.

Права человека в религиозной сфере гарантируются Конституцией РФ. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Представитель государства должен доброжелательно относиться к представителям любой религии и пресекать любые попытки проявления религиозной вражды и ненависти, дискриминации граждан по религиозному признаку. Первичным в человеке является то, что он гражданин России, а уже потом православный, мусульманин или еврей.

Религиозная принадлежность является частью личности, поэтому неуважение и оскорбление религии и ее символов — оскорбление какого-либо человека, эту религию исповедующего.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право открыто и свободно проповедовать свою веру и осуществлять религиозную деятельность. Но его свобода не может посягать на свободу другого человека. Как говорят философы «Свобода моей руки кончается там, где начинается нос моего соседа». Поэтому государство, обеспечивая религиозную свободу одной группы, должно учитывать интересы другой. Конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания также раскрываются в статьях Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125 — ФЗ.

В пункте 2 статьи данного закона содержится важное указание на то, что права гражданина в религиозной сфере могут ограничиваться в интересах остальных граждан, когда необходимо защитить их жизнь и здоровье, общественную нравственность, обеспечить государственную безопасность и оборону страны от агрессоров. Представители власти не вправе требовать от человека отречения от своих взглядов, как это было, например, в Римской Империи во время гонения на христиан. Но можно и нужно указать гражданину на недопустимость пропаганды религиозного учения, посягающего на права граждан и безопасность государства.

Система статей кодексов РФ конкретизирует права и обязанности граждан в религиозной сфере, а также ответственность за их нарушение.

Законы Российской Федерации также определяют статус религиозных объединений и их взаимоотношения с государством. В современном мире существует два основных типа государственно-церковных отношений:

1. Светские государства, в которых отсутствует официальная, государственная религия и ни одно из вероисповеданий не рассматривается в качестве обязательного или принудительного, все религии и конфессии равны перед законом. В таких государствах принцип отделения церкви от государства может быть закреплен в Конституции, либо вообще не упоминаться.

2. Государства, имеющие ту или иную религию в качестве официальной (государственной). Таковы, например, Дания, Исландия, Египет, Иордания.

Российская Федерация относится к первому типу, являясь светским государством (ст. 14 Конституции РФ). Однако в преамбуле закона РФ «О свободе совести и религиозных организаций» говорится об особой роли православия в истории России и уважении других традиционных религий коренных народов России (ислам, буддизм, иудаизм). Государство уважает эти религии, уважая своих собственных граждан, рассматривающих эти религии как часть своих духовных традиций, уважая культуру и историю своей страны. Такие религии называют традиционными, подчеркивая их основной статус в обществе, который, тем не менее не нарушает принцип равенства всех религий перед законом и гражданские права верующих иных религий.

В Свердловской области преамбулой закона предусмотрено признание традиционными следующих религиозных организаций: Русская православная церковь (Московский Патриархат), мусульманские общины Духовного управления мусульман Свердловской области, православные старообрядческие общины, религиозные организации иудаизма, приходы евангелическо-лютеранской и римско-католической церкви.

Принцип отделения церкви от государства, невмешательство религии в сфере управления общества конкретизируется рядом нормативных актов. Согласно им религиозные организации не вправе использовать политические институты и их властные структуры для реализации своих целей. В свою очередь государство гарантирует свое невмешательство в религиозную деятельность, если она не противозаконна.

Этот принцип выражается также в недопустимости государственным служащим руководствоваться в своей служебной деятельности решениями и интересами религиозных объединений.