Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Принципы избирательного права
Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Республики Казахстан, достигший 18 лет, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств вправе избирать, а по достижении установленного законодательством возраста быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Гражданин республики обладает активным и пассивным избирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Однако не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Принцип свободного и добровольного участия гражданина в выборах предполагает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Избирательные округа образуются примерно с равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный «вес». Однако в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства.
Принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно, не делегируя свои полномочия кому бы то ни было.
Голосование на выборах является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой.
Гарантии обеспечения свободы выборов
Согласно законодательству, лица, путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным способом, препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики Казахстан своего избирательного права, права вести предвыборную агитацию, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие их честь и достоинство, а также лица, проводящие агитацию в день выборов и предшествующий ему день, вмешивающиеся в работу избирательных комиссий и препятствующие голосованию, исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, подсчетом голосов и определением итогов выборов, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, представителей и наблюдателей на выборах, несут установленную законом ответственность. Суды и органы прокуратуры обязаны принимать заявления членов избирательных комиссий, граждан, представителей зарегистрированных в установленном законом порядке общественных объединений, касающиеся вопросов проведения голосования, в том числе о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в период подготовки и проведения выборов, и рассматривать их в пятидневный срок, а поступившие за пять дней до голосования и в день голосования — немедленно. В целях защиты своих прав и законных интересов, а также защиты законных интересов других физических и юридических лиц, общества или государства граждане вправе обращаться в органы и к их должностным лицам.
Обращения граждан рассматриваются и по ним принимаются решения в срок до 1 месяца со дня поступления в органы, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на 1 месяц, о чем сообщается заявителю. Обращения граждан на действия государственных органов и организаций, не имеющих своих вышестоящих органов, разрешаются в судебном порядке.
Эффективное функционирование института ответственности в избирательном праве возможно только на основе сочетания санкций, установленных избирательным законодательством, с мерами административных взысканий и уголовных наказаний, за нарушение избирательных прав граждан и процедуры выборов.
В лице Президента Республики Казахстан и депутатов Мажилиса Парламента воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на государственном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.