Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
Понятие политического маркетинга
Подготовка избирательной кампаний начинается задолго до выборов и представляет собой серьезную систему политологических, социологических, психологических, демографических и иных научных исследований факторов, влияющих на выбор избирателей, и особую роль в этом занимает политический маркетинг.
Политическим маркетингом определяется широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах.
По Д. Линдону, политический маркетинг — это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть для определения своих целей и программ и одновременного воздействия на поведение граждан.
Смысловое значение политического маркетинга состоит в том, чтобы каждый кандидат на выборный пост занимался исследованием конъюнктуры политического рынка, потенциала электората, оценил сложность проблем и соотношение различных социальных интересов для определения предвыборной тактики. По сути кандидат и его программа представляют собой «товар», который в ходе выборов конкурирует с подобными ему «товарами». Задача политического маркетинга в том, чтобы как можно более выгодно преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили» именно данный рекламируемый «товар».
Искусство и способ выиграть на выборах превращается в данном случае в вид профессиональной деятельности, которым занимается штаб избирательной кампании, профессионально подобранная команда кандидата. Политический маркетинг должен быть ориентирован на долгосрочную цель: способствовать формированию наиболее притягательного, позитивного имиджа политического деятеля для достижения желаемого результата и поддержки его большинством населения.
Функции политического маркетинга
В определении функций политического маркетинга выделяются следующие элементы:
создание политического рынка идей, программ, проектов реформирования общества и т.д.;
объединение различных групп общества вокруг одного государственного или национального интереса;
выявление и выдвижение на национальную арену выдающихся политических деятелей, а также отстранение некомпетентных политиков;
усиление конкурентной борьбы различных политических партий на основе выдвижения ими новых политических идей, проектов, программ;
содействие развитию и укреплению демократии, поскольку там, где есть возможность политического выбора, там есть и свобода слова, свобода волеизъявления, т. е. все то, что способствует демократическим процессам.
Этапы политического маркетинга
Для успешного выполнения функций политического маркетинга следует учесть его этапы, среди которых:
1.социальный, экономический, политический, психологический анализ места действий;
2.выбор стратегии, определение целей для обработки различных групп избирателей, выбор темы кампании;
3.продвижение кандидата, с использованием для этого возможности местных и национальных СМИ.
В совокупности ключевое место в политическом маркетинге избирательной кампании чаще всего занимают опросы общественного мнения, политические консультации по организации и проведению выборов, техника создания и «продажи» имиджей кандидатов.