Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Обеспечение легитимности избирательных кампаний
Для Казахстана первостепенная задача сегодняшнего дня — утверждение принципа легитимности избирательной кампании. Легитимность выборов означает их защищенность, их функционирование на основе закона, принятых в обществе правовых норм и принципов. Легитимность предполагает также признание законности выборов и выборных кампаний и технологий, их необходимости и целесообразности, поддержку и одобрение, признание их и согласие с результатами выборов. Иными словами, это означает, что выборы признаются правомерными, соответствуют ценностным представлениям общества, как в политической области, так и в целом. Наша республика планомерно продвигается на пути к реализации этой задачи, и надо признать, что это процесс длительный и трудоемкий.
Подтверждение легитимности или достоверности выборов
Вопрос подтверждения легитимности или достоверности итогов выборов является одним из основных результатов выборов или проблем выборных процессов. Это осуществляется следующим образом. После второго этапа результаты прогноза и официальные итоги выборов сравниваются между собой. При этом если расхождения допустимые, то делаем вывод, что, выборы проводились объективно, и они являются достоверными, т.е. их итоги являются достоверными. А если расхождения большие, то мы можем сделать определенные выводы о необъективности и фальсификации. А по объему отклонения даже можем определить объем фальсификации. Но ясно, при этом возникает такая же методологическая проблема.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайные ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам.
Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. Тем самым, законодательная регламентация только улучшит качество организации избирательных кампаний и увеличит степень их результативности.