Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Общественные объединения
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан граждане нашей страны наделены правом на свободу объединений, т. е. на создание своих общественных организаций и участие в их деятельности. В дальнейшем это конституционное положение нашло свое развитие в Законе Республики Казахстан от 31 мая 1996 г. N 3-1 "Об общественных объединениях" (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами от 23 марта 2000 г. N 39-II; от 24 декабря 2001 г. N 276-II) и законе "О политических партиях" от 15 июля 2002 года.
Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями. Общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором принимается устав и формируются руководящие органы.
Общественные объединения имею право:
- пользоваться всеми средствами массовой информации;
- вести агитацию и пропаганду;
- проводить митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия;
- принимать участие в выборах.
Однако прежде чем воспользоваться вышеперечисленными правами, общественные объединения или политические партии должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Сейчас в Казахстане зарегистрировано более полутора тысяч НПО и 7 политических партий. Правовой режим их образования и деятельности регламентируется Законами "Об общественных объединениях" и "О политических партиях". Согласно этим нормативным правовым актам, регистрация общественных объединений возлагается на территориальные органы юстиции республики и Министерство юстиции Республики Казахстан, а регистрация политических партий осуществляется только Министерством юстиции.
В соответствии с пунктами Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" выдвигать кандидатов в Президенты могут лишь республиканские общественные объединения в лице их высших органов (съездов, конференций, собраний представителей и др.), которые предусмотрены уставом соответствующего объединения. Решение о выдвижении кандидата в Президенты принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа республиканского общественного объединения и оформляется выпиской из протокола. При этом решение высшего органа общественного объединения в течение трех дней со дня принятия должно быть доведено до сведения кандидата в Президенты и вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться представляется в Центральную избирательную комиссию. То или иное общественное объединение (партия) может выставить на выборах кандидата, не являющегося членом данного общественного объединения.
Порядок выдвижения общественными объединениями кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента схож с порядком выдвижения кандидатов в Президенты, но есть и отличия, которые заключаются в том, что выдвигать кандидатов в депутаты Мажилиса могут не только республиканские, но и местные общественные объединения с указанием в каждом конкретном случае избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый выдвинутый ими кандидат.
Наблюдатели от общественных объединений
Общественные объединения и политические партии могут в период выборов выставлять своих наблюдателей на участках для голосования: при проведении голосования на каждом участке могут присутствовать аккредитованные при соответствующей избирательной комиссии по одному наблюдателю от общественных объединений Республики.
Аккредитация наблюдателей от общественных объединений
Для аккредитации таких наблюдателей необходимо представить в территориальную избирательную комиссию документы:
- копии свидетельства о регистрации данного общественного объединения в органах юстиции;
- список наблюдателей от данного общественного объединения с указанием фамилии, имени, отчества каждого наблюдателя. Список подписывается должностным лицом общественного объединения и скреплен соответствующей печатью.
Аккредитованные наблюдатели общественных объединений наделены правами:
- присутствовать при открытии участков для голосования; находиться на избирательном участке для голосования в день выборов;
- присутствовать на заседаниях избирательной комиссии в день выборов;
- наблюдать за ходом подсчета голосов, а также за определением результатов голосования на избирательном участке.
Но их вмешательство в работу избирательных комиссий не допускается.