Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1

Финансирование выборов

Финансирование выборов регулируется Конституционным законом Республики Казахстан “О выборах в Республике Казахстан”: глава 1 “Финансирование выборов” ст. 33-36, глава 10 “Выборы Президента Республики Казахстан” ст. 58, глава 12 “Выборы депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан” ст. 92, 92-1.

Выборы Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, за исключением депутатов Мажилиса Парламента, избираемых на основе партийных списков, маслихатов, членов органов местного самоуправления финансируются из средств республиканского бюджета, но не напрямую, а через избирательные комиссии. Так, через Центральную избирательную комиссию финансируются выборы Президента и депутатов Парламента Республики Казах­стан, за исключением депутатов Мажилиса Парламента, избран­ных на основе партийных списков, а депутатов маслихатов, чле­нов органов местного самоуправления — через соответствующие территориальные избирательные комиссии (ст. ст. 33—36). Пра­вом непосредственного распоряжения денежными средствами, отпущенными на подготовку и проведение выборов соответствую­щего уровня, наделены председатели избирательных комиссий, которые несут ответственность за соответствие финансовых до­кументов решениям избирательных комиссий по финансовым воп­росам.

Из средств республиканского бюджета покрывают­ся только расходы на:

- организацию и деятельность избиратель­ных комиссий;

- выступления кандидатов (кроме кандидатов, бал­лотирующихся по партийным спискам) в государственных сред­ствах массовой информации;

- проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов кандидатов (кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам;

- транспортные расходы кан­дидатов в размерах, устанавливаемых Центральной избиратель­ной комиссией.

Предвыборная агитация кандидатов на выборах Президента страны и депутатов Мажилиса Парламента может финансиро­ваться также из средств образуемых ими избирательных фондов.

Финансирование выборов в Республике Казахстан со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства, какое бы то ни было прямое или косвенное их участие в финансировании выборов в Республике запрещаются.

Предвыборная агитация кандидатов на выборах Президента Республики Казахстан и депутатов Мажилиса Парламента может финансироваться из средств, образуемых избирательных фондов. Избирательные фонды подлежат государственной регистрации.

Избирательные фонды образуются из следующих источников:

1) личных средств кандидатов в депутаты по округам, средств политических партий;

2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его общественным объединением Республики Казахстан;

3) добровольных пожертвований граждан и организаций Республики Казахстан.

Запрещаются добровольные пожертвования государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, казахстанских юридических лиц, имеющих иностранное участие в их уставном капитале. В избирательные фонды могут быть направлены только средства, полученные законным путем. Общая сумма денежных средств, поступивших в фонд, публикуется в средствах массовой информации.

Кандидаты в депутаты Мажилиса Парла­мента баллотирующиеся в составе партийных списков, не вправе создавать собственные избирательные фонды, но их финансовая поддержка осуществляется из избирательных фондов политичес­ких партий, их выдвинувших.

Денежные средства, поступившие сверх установленного раз­мера, зачислению в избирательные фонды не подлежат и возвра­щаются внесшим их гражданам и организациям. Расходы же, свя­занные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.

Анонимные пожертвования обращаются в доход республиканского бюджета.

Все избирательные фонды подлежат государственной регистрации. Денежные средства, образующие избирательный фонд, зачисляются на специальный временный счет, открываемый в банковских учреждениях соответствующей избирательной ко­миссией после регистрации кандидата или партийного списка. Доходы по указанному счету не начисляются и не выплачива­ются. Право распоряжения средствами избирательного фонда принадлежит исключительно кандидату и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.

Для контроля размеров денежных средств, поступивших в избирательный фонд того или иного кандидата, банковские учреж­дения предоставляют соответствующей избирательной комис­сии сведения о поступлении средств на специальные временные счета в трехдневный срок со дня их поступления, а также по запросу соответствующей избирательной комиссии в тот же срок предоставляют ей сведения о расходовании указанных средств.

Порядок расходования средств избирательных фондов определяется Центральной избирательной комиссией.

В случае снятия кандидатом своей кандидатуры либо отзыва политической партией своего партийного списка или отмены ре­шения о выдвижении кандидата, партийного списка или регистра­ции кандидата, партийного списка поступившие в избирательный фонд денежные средства подлежат безотлагательному возврату внесшим их гражданам и организациям. Расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.

Все финансовые операции по специальным временным счетам кандидатов прекращаются с 18 часов в день, предшествующий дню выборов.

Не позднее пяти дней после установления итогов выборов кандидат, политическая партия обязаны представить в соответ­ствующую избирательную комиссию отчет об использовании средств своего избирательного фонда. Две трети денежных средств избирательного фонда, оставшиеся неизрасходованными на цели избирательной кампании, направляются в республиканский бюд­жет, а одна треть возвращается кандидату либо политической партии, выдвинувшей свой партийный список.

Нарушение кандидатом, политической партией правил, уста­новленных Конституционным законом “О выборах в Республике Казахстан”, а также установленного Центральной избирательной комиссией порядка расходования средств избирательных фон­дов влечет отмену решения о регистрации кандидата (партийного списка), а в двухнедельный срок после проведения выборов — при­знание выборов по соответствующим территории, округу или участку недействительными.

Оплата мероприятий предвыборной агитации

Государством установлена гарантированная оплата мероприятий предвыборной агитации кандидата в депутаты Парламента в государственных средствах массовой информации соответствующих областей, городов и районов с целью изложения своей программы в следующих объемах:

а) на однократное пятнадцатиминутное выступление по государственному телевидению — 60 тысяч тенге;

б) на однократное десятиминутное выступление по государственному радио — 10 тысяч тенге;

в) на публикацию двух статей в государственных органах печати в объеме 100 строк каждая — 32 тысячи тенге;

г) для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов — 30 тысяч тенге;

д) для проведения публичных предвыборных мероприятий — 15 тысяч тенге.

Кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента рекомендуется производить оплату расходов, связанных с выступлением в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, покрытием транспортных и командировочных расходов из средств своих избирательных фондов.

Таким образом законодательство Республики Казахстан регулирует все стороны выборного процесса.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1