Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Финансирование выборов
Финансирование выборов регулируется Конституционным законом Республики Казахстан “О выборах в Республике Казахстан”: глава 1 “Финансирование выборов” ст. 33-36, глава 10 “Выборы Президента Республики Казахстан” ст. 58, глава 12 “Выборы депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан” ст. 92, 92-1.
Выборы Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, за исключением депутатов Мажилиса Парламента, избираемых на основе партийных списков, маслихатов, членов органов местного самоуправления финансируются из средств республиканского бюджета, но не напрямую, а через избирательные комиссии. Так, через Центральную избирательную комиссию финансируются выборы Президента и депутатов Парламента Республики Казахстан, за исключением депутатов Мажилиса Парламента, избранных на основе партийных списков, а депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления — через соответствующие территориальные избирательные комиссии (ст. ст. 33—36). Правом непосредственного распоряжения денежными средствами, отпущенными на подготовку и проведение выборов соответствующего уровня, наделены председатели избирательных комиссий, которые несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам.
Из средств республиканского бюджета покрываются только расходы на:
- организацию и деятельность избирательных комиссий;
- выступления кандидатов (кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам) в государственных средствах массовой информации;
- проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов кандидатов (кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам;
- транспортные расходы кандидатов в размерах, устанавливаемых Центральной избирательной комиссией.
Предвыборная агитация кандидатов на выборах Президента страны и депутатов Мажилиса Парламента может финансироваться также из средств образуемых ими избирательных фондов.
Финансирование выборов в Республике Казахстан со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства, какое бы то ни было прямое или косвенное их участие в финансировании выборов в Республике запрещаются.
Предвыборная агитация кандидатов на выборах Президента Республики Казахстан и депутатов Мажилиса Парламента может финансироваться из средств, образуемых избирательных фондов. Избирательные фонды подлежат государственной регистрации.
Избирательные фонды образуются из следующих источников:
1) личных средств кандидатов в депутаты по округам, средств политических партий;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его общественным объединением Республики Казахстан;
3) добровольных пожертвований граждан и организаций Республики Казахстан.
Запрещаются добровольные пожертвования государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, казахстанских юридических лиц, имеющих иностранное участие в их уставном капитале. В избирательные фонды могут быть направлены только средства, полученные законным путем. Общая сумма денежных средств, поступивших в фонд, публикуется в средствах массовой информации.
Кандидаты в депутаты Мажилиса Парламента баллотирующиеся в составе партийных списков, не вправе создавать собственные избирательные фонды, но их финансовая поддержка осуществляется из избирательных фондов политических партий, их выдвинувших.
Денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательные фонды не подлежат и возвращаются внесшим их гражданам и организациям. Расходы же, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.
Анонимные пожертвования обращаются в доход республиканского бюджета.
Все избирательные фонды подлежат государственной регистрации. Денежные средства, образующие избирательный фонд, зачисляются на специальный временный счет, открываемый в банковских учреждениях соответствующей избирательной комиссией после регистрации кандидата или партийного списка. Доходы по указанному счету не начисляются и не выплачиваются. Право распоряжения средствами избирательного фонда принадлежит исключительно кандидату и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.
Для контроля размеров денежных средств, поступивших в избирательный фонд того или иного кандидата, банковские учреждения предоставляют соответствующей избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные счета в трехдневный срок со дня их поступления, а также по запросу соответствующей избирательной комиссии в тот же срок предоставляют ей сведения о расходовании указанных средств.
Порядок расходования средств избирательных фондов определяется Центральной избирательной комиссией.
В случае снятия кандидатом своей кандидатуры либо отзыва политической партией своего партийного списка или отмены решения о выдвижении кандидата, партийного списка или регистрации кандидата, партийного списка поступившие в избирательный фонд денежные средства подлежат безотлагательному возврату внесшим их гражданам и организациям. Расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.
Все финансовые операции по специальным временным счетам кандидатов прекращаются с 18 часов в день, предшествующий дню выборов.
Не позднее пяти дней после установления итогов выборов кандидат, политическая партия обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет об использовании средств своего избирательного фонда. Две трети денежных средств избирательного фонда, оставшиеся неизрасходованными на цели избирательной кампании, направляются в республиканский бюджет, а одна треть возвращается кандидату либо политической партии, выдвинувшей свой партийный список.
Нарушение кандидатом, политической партией правил, установленных Конституционным законом “О выборах в Республике Казахстан”, а также установленного Центральной избирательной комиссией порядка расходования средств избирательных фондов влечет отмену решения о регистрации кандидата (партийного списка), а в двухнедельный срок после проведения выборов — признание выборов по соответствующим территории, округу или участку недействительными.
Оплата мероприятий предвыборной агитации
Государством установлена гарантированная оплата мероприятий предвыборной агитации кандидата в депутаты Парламента в государственных средствах массовой информации соответствующих областей, городов и районов с целью изложения своей программы в следующих объемах:
а) на однократное пятнадцатиминутное выступление по государственному телевидению — 60 тысяч тенге;
б) на однократное десятиминутное выступление по государственному радио — 10 тысяч тенге;
в) на публикацию двух статей в государственных органах печати в объеме 100 строк каждая — 32 тысячи тенге;
г) для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов — 30 тысяч тенге;
д) для проведения публичных предвыборных мероприятий — 15 тысяч тенге.
Кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента рекомендуется производить оплату расходов, связанных с выступлением в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, покрытием транспортных и командировочных расходов из средств своих избирательных фондов.
Таким образом законодательство Республики Казахстан регулирует все стороны выборного процесса.