Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Тактика избирательной кампании
Если стратегия избирательной кампании выстраивается как поиск ответа на вопрос, что надо делать, то тактика — как надо действовать, чтобы достичь поставленной цели.
Назначение тактики — проинформировать население о кандидате, основных целях его программы, сформировать у избирателей мнения, суждения, убеждения, оценки, установки, ориентирующие их на поддержку именно этого кандидата. Разнообразные тактические приемы можно рассматривать как конкретные способы воздействия на сознание, мотивацию избирателей в соответствии с целями организаторов избирательной кампании.
Рассмотрение предвыборной кампании, т.е. разработка тактики начинается за год до дня голосования. Этот процесс предполагает:
1. РR-кампанию: в течение 6-8 месяцев от начала предвыборной кампании основной целью проводимой работы являются — сделать имя кандидата известным и создать благоприятные отношения, определить сильных кандидатов, выбрать округ, где не должно быть сильных соперников.
2. Планирование кампании (следующие 4-6 месяцев до дня голосования). Организация штаба и написание всех возможных планов (20-25 планов). Разработка сметы. Чем больше информации собрано на данном этапе, тем легче будет проведение работы на 3-м этапе.
3. Агитацию.
Тактическое искусство есть умение сделать так, как никто еще не делал, это постоянное творчество. Ведь каждая избирательная кампания предполагает применение новых приемов борьбы за голоса избирателей. Вместе с тем, несмотря на многообразие тактических приемов, используемых в предвыборной борьбе, можно выделить некоторые стержневые тактические направления, которые с большим или меньшим успехом реализуются всеми участниками избирательного процесса:
Создание лозунга, т.е. краткого обращения к избирателям, которое становится лейтмотивом всей избирательной кампании и тиражируется практически во всей рекламной продукции кандидата или избирательного объединения (например, известные лозунги “За достойную жизнь”, “Верьте только делам”, “В единстве — наша сила” и т.д.). Назначение слогана — помочь избирателю понять и запомнить главную программную цель кандидата или партии (объединения). Вот почему слоган тиражируется во всей рекламной продукции избирательного объединения, его повторение не только способствует запоминанию, но и облегчает идентификацию избирателей с кандидатом. Однако для решения этой задачи слоган должен, во-первых, выражать главную идею избирательной кампании кандидата или объединения, а во-вторых — иметь яркую, запоминающуюся форму.
Создание информационных поводов. В современном обществе на население обрушивается лавина различной информации. И каждый раз более свежая информация вытесняет ту, которая распространялась прежде. Если кандидат или избирательное объединение хотят, чтобы о них знали и помнили избиратели, они должны постоянно создавать различные информационные поводы, чтобы телевидение, радио, печать постоянно распространяли с них нужную информацию.
Подготовка и распространение политической рекламы. Часто рекламой называют всю деятельность организаторов избирательной кампании по продвижению имиджа их кандидата. Однако среди всего многообразия пропагандистских акций всегда есть акции, связанные с изготовлением и распространением печатной и визуальной продукции за счет средств избирательного фонда. Строго говоря, именно эта продукция и представляет собой рекламу. Это — телевизионные рекламные ролики, плакаты, листовки, буклеты, календари, прямая почтовая корреспонденция, реклама в Интернете, а также в газетах и журналах.
Организация выступлений кандидата перед избирателями. При умелой организации таких встреч непосредственное общение с кандидатом оказывает самое сильное воздействие на избирателей. Такие встречи помогают кандидату устанавливать обоюдный, эмоциональный контакт со своими избирателями, обеспечивая себе решение задачи оказания направленного воздействия; мотивацию их электорального поведения. Однако для возникновения такого эмоционального контакта необходимо не только кандидату продемонстрировать свои лидерские качества, но и его команде провести предварительную работу с населением. Суть этой работы заключается в сборе информации о настроениях, интересах, ценностных ориентациях избирателей, к подготовке лиц, задающих “удобные” вопросы; проведении массовых акций, предпринимаются меры на создание особого эмоционального настроя людей.
Многообразие тактических приемов, используемых в рамках одной избирательной кампании, требует четкой координации. Вот почему тактика избирательной кампании всегда планируется, т.е. составляется план-график работы кандидата, членов его команды, отвечающих за разные направления работы (реклама, связь со средствами массовой информации, проведение массовые мероприятий, сбор информации о действиях соперников и т.д.).
Примерные тактические цели оперативного плана кампании:
- заявить имидж бескорыстного и компетентного человека, отстаивающего интересы обманутых избирателей;
- добиться идентификации имени;
- создать предпосылки для переговоров с коммерческими банками и другими возможными спонсорами о финансовой помощи в формировании фонда избирательной кампании;
- привлечь добровольцев, готовых бесплатно участвовать в сборе подписей в поддержку кандидата.