Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Голосование. Избирательный бюллетень
Непосредственное волеизъявление выборщиков отражается в избирательном бюллетене, который является основным документом голосования. В избирательный бюллетень включаются все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества в алфавитном порядке государственного языка; для голосования за политические партии включаются наименования политических партий в порядке, определенном жеребьевкой. Избирательные бюллетени печатаются на казахском языке и русском языке, а также на языке большинства населения, компактно проживающего на территории округа. Бюллетени доставляются участковым избирательным комиссиям за семь дней до выборов. Помещение, в котором находятся избирательные бюллетени, опечатывается и сдается под охрану органам внутренних дел.
Выдача бюллетеней для голосования осуществляется избирателям (выборщикам) на основании списков избирателей (списков выборщиков) по предъявлении документа, удостоверяющего личность избирателя (выборщика).
Порядок голосования
Законодательно определяется время и место голосования. Голосование по выборам Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления проводится в день выборов с семи до двадцати часов по местному времени. Но территориальные или окружные избирательные комиссии по представлению соответствующего акима, участковых избирательных комиссий вправе устанавливать иное время начала и окончания голосования. При этом голосование не может начинаться ранее шести часов и заканчиваться позднее двадцати двух часов — это вправе рассматриваться как нарушения избирательного законодательства.
О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней, а при проведении выборов членов органов местного самоуправления — не позднее чем за пять дней до дня проведения голосования. Голосование по выборам депутатов Сената проводится в течение одного дня. При этом время голосования определяется территориальной избирательной комиссией.
Голосование должно проводиться в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены урны для голосования таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. При этом должна быть обеспечена возможность наблюдателям и членам комиссии наблюдать за избирательными урнами.
Открытие голосования в день голосования по выборам Президента, депутатов Мажилиса, маслихатов, членов органов местного самоуправления участковые избирательные комиссии осуществляется за один час до начала голосования. При этом председатель участковой (территориальной) избирательной комиссии в присутствии членов комиссии проверяет избирательные урны на предмет наличия или отсутствия в них избирательных бюллетеней, целостности урн, пломбирует или опечатывает урны для голосования; определяет членов комиссии, ответственных за выдачу избирательных бюллетеней.
Одно из главных правил в процедуре голосования заключается в том, что каждый избиратель (выборщик) голосует лично — передача права голоса, как и голосование за других лиц на выборах не допускаются. Избиратель и член избирательной комиссии оба расписываются: один в получении, другой — в выдаче. Если избиратель по состоянию здоровья или по другим причинам не может прибыть для голосования, участковая избирательная комиссия по их просьбе должна организовать голосование в месте пребывания этих избирателей на основании устного заявления, которое впоследствии должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии.
Полученные избирательные бюллетени заполняются голосующими в кабине или комнате для тайного голосования: присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего, при их заполнении запрещается!
Напротив фамилии предпочитаемого кандидата избирателем ставится отметка и заполненные бюллетени опускаются им в урну для голосования.
Определение результатов избирательной кампании
Завершающая стадия выборов — определение их результатов, при этом осуществляется подсчет голосов отдельно по каждому депутату и каждой политической партии. Подсчет голосов при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления на всех избирательных участках начинается в двадцать часов по местному времени, если на данном участке не изменено время голосования. В этом случае подсчет голосов начинается по окончании голосования.
Урны для голосования должны вскрываться соответствующей избирательной комиссией только после объявления председателем комиссии об окончании голосования. В обязательном порядке перед вскрытием урн все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются соответствующей избирательной комиссией.
Подсчет осуществляется следующим образом:
1) общее число избирателей (выборщиков) на участке (пункте голосования);
2) число избирателей (выборщиков), получивших бюллетени;
3) общее число избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;
4) число голосов, поданных за каждого кандидата, за каждую политическую партию;
5) число бюллетеней, признанных недействительными;
6) число бюллетеней, в которых избиратели проголосовали против всех кандидатов, политических партий.
Бюллетени признаются недействительными в случае, если:
1) они неустановленного образца;
2) в них отсутствует подпись члена соответствующей избирательной комиссии;
3) в них отмечено более одного кандидата, более одной политической партии, за исключением голосования при выборах членов органов местного самоуправления;
4) в них невозможно определить волеизъявление избирателей.
Результаты голосования за подписью председателя и секретаря избирательной комиссии заносятся в протоколы.
Итоги выборов Президента, депутатов Парламента устанавливаются Центральной избирательной комиссией; итоги выборов депутатов маслихата, а также органов местного самоуправления устанавливаются территориальной избирательной комиссией.
Сообщение об итогах выборов публикуется в средствах массовой информации, где указывается:
- общее число граждан, включенных в списки избирателей (выборщиков);
- число избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;
- число голосов, поданных за каждого кандидата, за каждую политическую партию;
- число недействительных бюллетеней;
- число бюллетеней, в которых избиратели проголосовали против всех кандидатов, политических партий;
- фамилия, имя, отчество, год рождения, занимаемая должность (занятие), место жительства избранных Президента, депутатов Парламента, маслихатов, членов органов местного самоуправления, а также, в зависимости от усмотрения кандидата, сведения о его принадлежности к политической партии или иному общественному объединению, национальной принадлежности.