Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Моделирование выборных процессов
Выборный процесс — процесс уникальный. Итоги выборных процессов во многом зависят от таких факторов, как менталитет жителей данной страны, соотношение городских и сельских жителей, национальный состав страны, возрастной состав и т.д. И также во многом зависит от политической ситуации в данной стране.
Основным методом системного анализа, позволяющего выявить проблемы, искать пути их решения, это есть моделирование выборных процессов.
Моделирование выборного процесса, т.е. разработка методов, моделей и информационных технологий, необходимых для количественного анализа предвыборного состояния избирателей, (второе) прогнозирования итогов предстоящих выборов и для количественного анализа достоверности итогов состоявшихся выборов.
При этом (для достижения поставленной цели) нужно решить следующие задачи. Надо сказать, что данные задачи состоят из трех блоков. Первый блок — это создание модели. Второй блок — разработка методов. Третий блок — соответственно разработка информационной технологии для решения данной задачи.
Для моделирования выборных процессов сначала рассмотрим, как вообще происходят выборные процессы. Сначала ЦИК или Парламент объявляет о предстоящих выборах. Затем естественно появляются претенденты, то есть кандидаты. Естественно подключаются средства массовой информации. В результате передачи информации друг другу избиратели получают определенную информацию о выборах и о процедуре выборов, и о кандидатах, об их программах. В результате у каждого избирателя создается определенное мнение о каждом кандидате. Итого, часть избирателей будут поддерживать одного кандидата, а другая часть — другого кандидата и т.д. Одним словом, происходит поляризация избирателей, то есть распределение избирателей по позициям. Надо сказать, что данное распределение происходит в абстрактном мире, в виртуальном мире, ибо если избиратель не скажет или не проявит себя каким-то образом, то какая у него позиция, кого он поддерживает — определить это невозможно. А в момент голосования их абстрактное состояние (положение) материализуется в виде голоса, то есть в виде «галочки» на избирательном бюллетене.
Выборный процесс делится на 4 фазы:
- первая фаза начинается с момента объявления выборов до регистрации кандидатов;
- вторая фаза — это период предвыборной агитационной работы;
- третья фаза — это предвыборная пауза;
- четвертая фаза — это день выборов.
Согласно методам системного анализа, процесс моделирования можно строить по следующей схеме:
Сначала создается языковая модель выборов. При этом описывается технология проведения выборов, а также анализируются все существующие работы в данной области. Затем производится декомпозиция языковой модели с выделением главных составляющих. Мы выяснили, что главными проблемами при этом является анализ предвыборного состояния, затем прогнозирование итогов предстоящих выборов. И самый главный вопрос — анализ достоверности итогов состоявшихся выборов. Затем разрабатываются структурные схемы модели как раз для этих проблем: для анализа предвыборного состояния, прогнозирования и анализа достоверности. И после этого создается математическая модель технологии выборных процессов.
Моделирование выборных процессов состоит из 3-х этапов:
1. Моделируется распределение избирателей по позициям.
2. Разрабатываются методы прогнозирования итогов выборов, и заодно осуществляется сбор данных. То есть, сбор данных методом анкетирования и обработка их результатов.
3. Прогнозируются всевозможные итоги выборов: это явка избирателей, затем количество голосов, получаемых каждым кандидатом, количество недействительных бюллетеней и бюллетеней, в которых будет проголосовано против всех кандидатов.
Все модели выборного процесса можно разделить на два вида:
первый вид — это познавательные модели, которые служат для того, чтобы описать существующее явление или процессы;
второй вид — это прагматические модели служат для описания несуществующих, но желаемых процессов.
При этом в первом случае, в случае познавательной модели — если наблюдаем расхождение теории и практики, то модель подгоняется под реальность. А во втором случае, так как прагматическая модель играет роль стандарта, законодательной базы или, скажем, как чертежи в технике, по которым строятся здания или машины, тогда если в этом случае мы наблюдаем расхождения, то реальность подгоняется под модель. С другой стороны, мы знаем, что все прагматические модели в период их создания были созданы как познавательные модели. Только после доказательств их адекватности и достоверности они становятся прагматическими. И в данном случае эта проблема решается по следующей цепочке. Сначала мы создаем модель выборных процессов, в итоге мы получаем познавательную модель. Затем нужно доказать ее адекватность по результатам реальных выборов. Забегая вперед скажу, что адекватность разработанной нами теории была доказана на выборах Президента Республики Казахстан в 1999 году. Затем проводится прогнозное исследование других выборов. Итог — при этом мы получаем прогнозы или прогнозные оценки. Затем производится сравнение прогнозных и реальных результатов состоявшихся выборов. Получаемый итог — величина отклонения. А дальше по величине этого отклонения мы делаем выводы или делаем оценку о легитимности выборов.