Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1

Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании

Избирательная кампания как особый вид политического управления

Каждая избирательная кампания ведется ее инициаторами в усло­виях жесткой борьбы с политическими соперниками. Ведь избирательный процесс по своей сути является конкурентным процессом, в ходе которого идет острое соперничество между его участниками за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за возможность влиять на массы, за доступ к значимым ресурсам. Для того чтобы это соперничество не выливалось в острое противостояние и кризисы, в каждой стране создаются законодательные нормы, регламентирующие ход избирательного процесса. Конечно, законодательство не может регламентировать всю деятельность участников избирательного процесса, но, тем не менее, оно создает для них определен­ные правовые рамки, выход за которые влечет применение к нарушителю различных санкций. Рассматривая избирательную кампа­нию как разновидность политическо­го процесса, следует учесть, что, во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать “правила игры”, т.е. создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающий массам модели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия на потенциальных избирателей.

В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, поли­тические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели.

Цель управления определяется теми зада­чами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практи­ка, далеко не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориен­тируются на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти пред­варительную “раскрутку” с целью участия в следующих выборах либо просто пытаются оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.

Способы влияния субъектов на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанны­ми с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности.

Содержание избирательной кампаний — борьба за умонастроения, предпочтения населения.

Результат борьбы зависит от эффективности действия стратегии и тактики избирательной кампании, разработанной на основе избирательных технологий.

Прежде чем приступить к началу выработки стратегии, необходимо провести разграничение между “внутренней” и “внешней кампанией”.

“Внешняя” кампания — это то, что видно и обращено к зрителям; “внутренняя” — это деятельность, ведущаяся внутри предвыборного штаба.

Основная цель в данном русле определить и донести до общественности:

- кто Ваш кандидат (его личные данные, его жизненная философия, его общественно-политическая позиция);

- кто Ваш оппонент;

- какова предметная основа, на которой Вы рассчитываете развернуть Вашу публичную политику;

- кто адресат, т.е. те избиратели, у которых Ваши идеи вероятнее всего найдут отклик.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1