Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Лекционный курс «Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан». Часть 1
- Типы избирательных систем
- Регламентация избирательных кампаний
- Формы и методы выдвижения кандидатов
- Обеспечение легитимности избирательных кампаний
- Лекция 3. Правовая регламентация и законодательное обеспечение выборов в Республике Казахстан
- Конституционно-правовые основы избирательного права
- Принципы избирательного права
- Система избирательных комиссий
- Избирательные округа и избирательные участки
- Голосование. Избирательный бюллетень
- Финансирование выборов
- Международные наблюдатели
- Общественные объединения
- Политические партии
- Лекция 4. Политический маркетинг и планирование избирательной кампании
- Задачи и факторы политического маркетинга
- Проект избирательной кампании и его разделы
- Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
- Разработка стратегии избирательной кампании
- Тактика избирательной кампании
- Моделирование выборных процессов
- Лекция 6. Организация штаба избирательной кампании
- Структура избирательного штаба
Лекция 5. Стратегия и тактика избирательной кампании
Избирательная кампания как особый вид политического управления
Каждая избирательная кампания ведется ее инициаторами в условиях жесткой борьбы с политическими соперниками. Ведь избирательный процесс по своей сути является конкурентным процессом, в ходе которого идет острое соперничество между его участниками за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за возможность влиять на массы, за доступ к значимым ресурсам. Для того чтобы это соперничество не выливалось в острое противостояние и кризисы, в каждой стране создаются законодательные нормы, регламентирующие ход избирательного процесса. Конечно, законодательство не может регламентировать всю деятельность участников избирательного процесса, но, тем не менее, оно создает для них определенные правовые рамки, выход за которые влечет применение к нарушителю различных санкций. Рассматривая избирательную кампанию как разновидность политического процесса, следует учесть, что, во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать “правила игры”, т.е. создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающий массам модели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия на потенциальных избирателей.
В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели.
Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, далеко не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентируются на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную “раскрутку” с целью участия в следующих выборах либо просто пытаются оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.
Способы влияния субъектов на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности.
Содержание избирательной кампаний — борьба за умонастроения, предпочтения населения.
Результат борьбы зависит от эффективности действия стратегии и тактики избирательной кампании, разработанной на основе избирательных технологий.
Прежде чем приступить к началу выработки стратегии, необходимо провести разграничение между “внутренней” и “внешней кампанией”.
“Внешняя” кампания — это то, что видно и обращено к зрителям; “внутренняя” — это деятельность, ведущаяся внутри предвыборного штаба.
Основная цель в данном русле определить и донести до общественности:
- кто Ваш кандидат (его личные данные, его жизненная философия, его общественно-политическая позиция);
- кто Ваш оппонент;
- какова предметная основа, на которой Вы рассчитываете развернуть Вашу публичную политику;
- кто адресат, т.е. те избиратели, у которых Ваши идеи вероятнее всего найдут отклик.