Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА

 Каждое общество для реализации функции образования своих членов создает систему образования, т. е. комплекс институтов образования, система находится под контролем того общества, которое ее создало.

В России функционирование системы образования определяется за коном «Об образовании». В нем подчеркивается, что система образова­ния в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учрежде­ний и организаций;

• объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в облас­ти образования.

Образовательные программы определяют содержание образования оп­ределенного уровня и направленности. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, на создание основы для осознанного вы­бора личностью профессиональных образовательных программ. К ним отно­сятся программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Профессиональные образователь­ные программы направлены на решение задач последовательного повыше­ния профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку спе­циалистов соответствующей квалификации. Они представлены программа­ми начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Государственный образовательный стандарт определяет обязатель­ный минимум содержания каждой образовательной программы и выпол­няет функции сохранения единства образовательного пространства и оценки качества образования.

Реализация образовательных программ осуществляется в образователь­ных учреждениях. Образовательные учреждения могут быть государствен­ными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учрежде­ниями общественных или религиозных организаций (объединений). Они подразделяются на типы: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреж­дения начального профессионального, среднего профессионального, высше­го профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; уч­реждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осу­ществляющие образовательный процесс. Каждый тип образовательного уч­реждения представлен различными видами. Их характеристика дана в типо­вых положениях для образовательных учреждений.

Управление образовательной системой осуществляется со стороны федеральных органов государственной власти и ведомственных органов управления образованием, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также самих образовательных учреждений. Управ­ление государственными и муниципальными образовательными учреж­дениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Основными принципами образовательной политики в России являют­ся: обеспечение гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей; единство федерального культурного и об­разовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенно­стям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский ха­рактер образования в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократиче­ский, государственно-общественный характер управления образованием.

Система образования постоянно находится в развитии. В 2004г. была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., в которой выделены такие приоритетные направления государст­венной политики в области образования, как: обеспечение доступности качественного общего образования; формирование современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования; повышение инвестиционной привлека­тельности сферы образования. На их реализацию направлен националь­ный проект образования.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)