Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная и деятельностная.Ассоциативная теория обучения оформилась в XVII в. Ее методологические основания были разработаны Дж. Локком, который и предложил сам термин «ассоциация». Окончательное оформление ассоциативная теория обучения получила в классно-урочной системе Я. А. Коменского. Основными положениями этой теории являются следующие: механизмом учения выступает ассоциация; всякое обучение основываете» на наглядности, т. е. опирается на чувственное познание; основным методом обучения становится упражнение.
Ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстративного обучения. На протяжении многих лет предпринимались неоднократные попытки повысить его развивающий эффект. Поиск путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. В этом отношении показателен опыт педагогов-новаторов: укрупнение дидактических единиц усвоения (П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев), введение опорных схем в обучении (В. Ф. Шаталов), опережающее обучение и комментирование (С. Н. Лысенкова), индивидуализация обучения (И. П. Волков), введение коллективного способа обучения (В. К. Дьяченко). Достаточно эффективную концепцию повышения развивающей функции объяснительно-иллюстративного обучения предложил Л. В. Занков. Его дидактическая система, разработанная для младших школьников, дает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов: построение обучения на высоком уровне трудности (при соблюдении меры этой трудности); быстрый темп изучения материала; ведущая роль теоретических знаний; осознание обучающимися процесса обучения.
Ассоциативным теориям обучения противостоят теории, опирающиеся на деятелъностный подход и изначально ориентированные на развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся. К ним относятся теория проблемного обучения (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).
В теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной успешность усвоения учебного материала связана с созданием и уяснением учеником ориентировочной основы действий. Это возможно, если учение представляет собой последовательное выполнение пяти взаимосвязанных этапов:
• предварительное ознакомление ученика с действием, условиями его выполнения;
• формирование действия в материальном (или материализованном с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций;
• формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого;
• формирование действия во внутренней речи;
• переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.
Этот переход действия из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией. Организация обучения на основе этой теории дает положительный эффект в подготовке спортсменов, музыкантов, операторов, т. е. там, где при обучении действительно есть возможность начинать с материальных или материализованных действий. Применение же данной теории в школе ограничено.
Теория учебной деятельности В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина связывает развивающий характер обучения с усвоением учениками теоретических знаний. По их мнению, учебная деятельность школьника должна строиться в соответствии со способом изложения научных знаний: восхождением от абстрактного (понятий) к конкретному (фактам, примерам). Основной целью обучения согласно этой теории должны стать не знания, а общие способы их добывания. На основе этих положений создана дидактическая система развивающего обучения В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина, которая используется в начальной школе.