Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)

 К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная и деятельностная.

Ассоциативная теория обучения оформилась в XVII в. Ее методоло­гические основания были разработаны Дж. Локком, который и предло­жил сам термин «ассоциация». Окончательное оформление ассоциатив­ная теория обучения получила в классно-урочной системе Я. А. Коменского. Основными положениями этой теории являются следующие: механизмом учения выступает ассоциация; всякое обучение основываете» на наглядности, т. е. опирается на чувственное познание; основным мето­дом обучения становится упражнение.

Ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстративного обучения. На протяжении многих лет предпринима­лись неоднократные попытки повысить его развивающий эффект. По­иск путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обу­чения направлен на выявление путей и условий развития познаватель­ной самостоятельности, активности и творческого мышления учащих­ся. В этом отношении показателен опыт педагогов-новаторов: укруп­нение дидактических единиц усвоения (П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев), введение опорных схем в обучении (В. Ф. Шаталов), опережаю­щее обучение и комментирование (С. Н. Лысенкова), индивидуализа­ция обучения (И. П. Волков), введение коллективного способа обуче­ния (В. К. Дьяченко). Достаточно эффективную концепцию повыше­ния развивающей функции объяснительно-иллюстративного обучения предложил Л. В. Занков. Его дидактическая система, разработанная для младших школьников, дает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов: построение обучения на высоком уровне трудности (при соблюдении меры этой трудности); быстрый темп изучения материала; ведущая роль теоретических знаний; осознание обучающимися процесса обучения.

Ассоциативным теориям обучения противостоят теории, опирающие­ся на деятелъностный подход и изначально ориентированные на разви­тие самостоятельности и творческого потенциала учащихся. К ним относятся теория проблемного обучения (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Галь­перин, Н. Ф. Талызина), теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).

В теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной успешность усвоения учебного ма­териала связана с созданием и уяснением учеником ориентировочной основы действий. Это возможно, если учение представляет собой после­довательное выполнение пяти взаимосвязанных этапов:

• предварительное ознакомление ученика с действием, условиями его выполнения;

• формирование действия в материальном (или материализованном с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него опе­раций;

• формирование действия во внешнем плане как внешнеречевого;

• формирование действия во внутренней речи;

• переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

Этот переход действия из внешнего плана во внутренний называется интериоризацией. Организация обучения на основе этой теории дает по­ложительный эффект в подготовке спортсменов, музыкантов, операто­ров, т. е. там, где при обучении действительно есть возможность начи­нать с материальных или материализованных действий. Применение же данной теории в школе ограничено.

Теория учебной деятельности В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина свя­зывает развивающий характер обучения с усвоением учениками теорети­ческих знаний. По их мнению, учебная деятельность школьника должна строиться в соответствии со способом изложения научных знаний: вос­хождением от абстрактного (понятий) к конкретному (фактам, приме­рам). Основной целью обучения согласно этой теории должны стать не знания, а общие способы их добывания. На основе этих положений соз­дана дидактическая система развивающего обучения В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина, которая используется в начальной школе.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)