Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Существование и развитие любого общества зависит от того, насколько его члены следуют принятым в нем ценностям и правилам, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Овладение этими ценностями и нормами происходит в процессах социализации и образования. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, энергичный предприниматель). [Сластенин]. В этом случае образование выступает неотъемлемой стороной жизни общества и всех его членов.Образование как способ социализации, развития личности возникло с появлением общества, и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления и языка. С того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился в отдельную сферу из других видов жизнедеятельности и стал предметом деятельности лиц, специально занимающихся воспитанием и обучением, оно становится сферой социальной жизни.
В первобытном обществе образование было вплетено в систему общественно-производственной деятельности, функции воспитания и обучения осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к труду и социальным обязанностям. Образование было неотделимо от жизни общества. На поздних этапах развития первобытного общества в связи с возникновением частной собственности и выделением семьи произошел переход от общественного образования к семейному. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина.
В период рабовладельческого общества на смену семейным формам образования приходят государственные. Появляются государственные школы, в которых обучаются дети правящего класса. Наибольшее развитие государственные учреждения образования получили в древней Спарте и Афинах. Вместе с государственными школами были распространены семейные, храмовые и другие формы образования.
Усложнение производства потребовало выделения образования как специального процесса подготовки к будущей трудовой деятельности и создания школ, доступных для большинства населения. На этапе раннего феодализма появляются церковные школы, направленные на упрочение влияния церкви в обществе. Однако усложнение общественной жизни требовало все больше образованных людей. Поэтому в XII—ХШ вв. в Европе появились университеты, которые готовили врачей, юристов, государственных чиновников. Эти учреждения были автономны по отношению к церкви и городским магистратам. В период позднего феодализма образование выполняло в основном гуманистическую, просветительскую функцию, не оказывая существенного влияния на экономику и производство. Однако в дальнейшем, с развитием крупной машинной индустрии и сменой старого способа производства образование становится важным фактором экономического развития общества.
В связи с потребностями усложняющегося машинного производства в период капиталистического развития общества возникают реальные училища и технические школы, высшие технические учебные заведения. В конце XIX века в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.
Развитие образования в XX в. характеризуется увеличением сроков обязательного обучения в школе, расширением школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, введением бесплатного начального и среднего образования. Во второй половине XX в. образование становится необходимым условием воспроизводства рабочей силы общества и характеризуется значительным охватом детей, молодежи и взрослых различными формами получения образования.
Современный этап в развитии общества выдвигает новые требования к образованию. В мировой системе образования конца XX в. прослеживаются определенные глобальные тенденции: стремление к демократической системе образования (т. е. доступной для всего населения страны); разрастание рынка образовательных услуг; расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (оно становится более демократичным); образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира; поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управления образованием; отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей в процессе и средствами образования; поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей — инвалидов. Данные тенденции характерны для образования всех стран мира, в том числе и для образования в России.
Итак, образование как социальное явление — это прежде всего общественная ценность. Потенциал общества зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и социальный характер, в свою очередь обусловлено историческим типом общества, оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок.