Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, ориентированное на решение развивающих и образовательных задач.В педагогической литературе прошлых лет вместо понятия «педагогический процесс» использовалось понятие «учебно-воспитательный процесс». Однако в работах П. Ф. Каптерова, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского доказано, что это понятие суженное и не отражает главной особенности педагогического процесса — его целостности и общности процессов воспитания, обучения и развития личности. Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием разнообразных педагогических средств.
Педагогический процесс рассматривается как динамическая система, включающая взаимосвязанные компоненты и взаимодействующая с более широкими системами, в которые она входит (например, система школы, система образования). Педагогический процесс включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.
Целевой компонент предполагает наличие всего многообразия целей и задач педагогической деятельности — от общей цели создания условий для разностороннего и гармоничного развития личности до задач конкретного урока или мероприятия.
Содержательный компонент отражает смыслы каждой задачи, их образовательное и мировоззренческое наполнение.
Деятельностный — включает различные уровни и виды взаимодействия педагогов и воспитанников, организацию педагогического процесса, без которой не может быть получен конечный результат.
Результативный компонент отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Особое значение в педагогическом процессе имеют связи между выделенными компонентами. Среди них важное место приобретают связи управления и самоуправления, причинно-следственные связи, информационные, коммуникативные и др.
Согласно определению М. А. Данилова, педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых стоит в том, что социальный опыт переплавляется в качества формируемого человека. Однако данный процесс представляет не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качеств венное образование, подчиняющееся особым закономерностям. Все они подчиняются единой цели и образуют целостность, общность и единства педагогического процесса. Вместе с тем в педагогическом процессе сохраняется специфика каждого отдельного процесса. Она обнаруживается при выделении их доминирующих функций. Так, доминирующей функцией воспитания является формирование отношений и социально-личностных качеств человека; обучения — обучение способам деятельности, формирование навыков и умений; развития — развитие целостно личности. Вместе с тем в едином процессе каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции. Воспитание обеспечивает развивающую и образовательную функции, обучение немыслимо без воспитания и развития.
Целостность педагогического процесса обнаруживается и в единстве его компонентов: цели, содержания, средств, форм, методов и результатов, а также во взаимосвязи этапов протекания.
Закономерности педагогического процесса рассматриваются как объективные, устойчиво повторяющиеся связи между различными явлениями. Основной закономерностью педагогического процесса является его социальная обусловленность, т. е. зависимость от потребностей общества. Помимо этого можно выделить такую педагогическую закономерность, как поступательный и преемственный характер педагогического процесса, которая проявляется, в частности в зависимости конечных результатов обучения от качества промежуточных. Еще одна закономерность подчеркивает, что эффективность педагогического процесса зависит от условий его протекания (материальных, морально-психологических, гигиенических). Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и средств педагогического процесса возрастным возможностям и особенностям учащихся. Объективной является закономерность связи результатов воспитания или обучения с деятельностью и активностью самих обучающихся. В педагогическом процессе действуют и другие закономерности, которые затем находя свое конкретное воплощение в принципах и правилах построения педагогического процесса.
Педагогический процесс — это цикличный процесс, включающий движение от цели к результату. В этом движении можно выделить общие этапы: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе осуществляется целеполагание на основе диагностики условий протекания процесса, происходит прогнозирование возможных средств достижения цели и задач, проектирование и планирование процесса.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает следующие взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учащихся; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связей с другими процессами. Заключительный этап предполагает анализ достигнутых результатов. Он включает поиск причин обнаруженных недостатков, их осмысление и построение на этой основе нового цикла педагогического процесса.