Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
Целенаправленность — одна из главных характеристик воспитания. Цель воспитания — это ожидаемое изменение в человеке (или группе людей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого. Выделяют два уровня целей воспитания: социальная цель, отражающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.
Цель выражает общую направленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспитательной системы всегда одна. Именно цели определяют различие воспитательных систем. В современном мире существует разнообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.
Какие факторы определяют выбор цели воспитания? Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа. Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.
Доказательством этого является изменение целей воспитания в разных общественно-экономических формациях. Так, в период феодализма цель воспитания для детей феодалов заключалась в воспитании джентльмена, обладающего «рыцарскими добродетелями». Цель воспитания в период капитализма: воспитание предприимчивого хозяина, предпринимателя.
Другим фактором выступают идеология, политика государства и правящих классов. Не существует ни одного государства, даже самого демократичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений и были бы оторваны от политики и идеологии правящего класса. Помимо этих факторов на цели воспитания влияют темпы научно-технического и социального прогресса, уровень развития педагогической теории и практики, возможности образовательных учреждений и пр.
Вместе с тем, на протяжении веков в качестве целей воспитания принимались такие вечные нравственные ценности, как «добро» (поведение на благо другого), «истина» (как руководство при оценке действий и поступков), «красота».
Наиболее полное раскрытие они получили в цели воспитания всесторонней и гармонично развитой личности. Ее формулировка впервые была предложена в работах античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля). В дальнейшем в понятие всестороннего гармоничного развития личности вкладывался различный смысл.
В современной трактовке цель гуманистического воспитания звучит как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Такая постановка цели предполагает гармонию самости и социумности личности. Самость отражает внутренний план развития личности, всесторонность представлений о ее «Я». Социумность отражает внешний мир развития личности, прежде всего социальные связи. Самость и социумность — это две взаимосвязанные стороны личностного проявления и соответственно два направления ее самосозидания и саморазвития. Следует подчеркнуть, что такая формулировка цели воспитания глубоко гуманистична, поскольку позволяет признать приоритет индивидуальности человека, открывает возможность самому человеку отвечать за свою жизнь, за раскрытие своих способностей и своего творческого потенциала. Второй особенностью такой постановки цели гуманистического воспитания является ее динамизм, что связано с понятиями саморазвития и самореализации, которые подчеркивают необходимость активности и движения к достижению идеала.
Эта цель находит отражение в целях образовательных учреждений. В современной общеобразовательной (полной) школе цель воспитания звучит следующим образом: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Данная цель реализуется в конкретных задачах воспитания. Так, в области умственного воспитания школьников на первый план выходят такие задачи, как: формирование научного мировоззрения, развитие умственных сил и способностей учащихся, развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности, формирование готовности к постоянному самообразованию. Эти задачи решаются в нравственном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании.