Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

 Конструирование процесса обучения предполагает два вариант: 1) целенаправленный выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных задач урока; 2) выбор доминирующего вида, методической системы обучения в целом. Под видом (методической системой) понимается единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов средств конкретного способа обучения [В. И. Загвязинский]. Преимущество второго способа в том, что открывается возможность упростит процедуру выбора, сделать ее целостной и гармоничной.

В современной школе наиболее распространены три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

• объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным сообщающим или репродуктивным; 

• программированное;

• проблемное

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет длительную истерию. Основоположником его является Я. А. Коменский. Сущность обучения заложена в его названии. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ: экономия времени и сил учителей и учащихся, доступность, возможность эффективного управления процессом обучения. Наряду с этим в нем есть и крупные недостатки: преподнесение «готовых» знаний, что освобождает учащихся от необходимости думать, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Следует отметить, что в разные годы предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать этот вид обучения.

Программированное обучение. Название этого вида обучения происходит от термина «программа», который позаимствован из словаря электронно-вычислительной техники и обозначает систему последовательны) действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланирован ному результату. Основная цель программированного обучения — улучшение управления учебным процессом. Данный вид обучения воз ник в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей американских психологов Н. Краудера, Б. Скиннера. В отечественной науке этими вопросами занимались Н.Ф.Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда и др. Особенности про­граммированного обучения заключаются в следующем:

• учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

• учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

• каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

• при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получа­ет новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

• при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнитель­ные разъяснения;

• каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

• результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся, так и педагогу;

• педагог выступает организатором обучения и помощником (консуль­тантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

• в учебном процессе широко применяются программированные учеб­ные пособия, тренажеры, ЭВМ, компьютеры.

Построение обучающих программ возможно на основе линейного и разветвленного способов программирования. В первом способе возможен один вариант ответа, во втором — предлагается несколько вариантов отве­та, из которых только один верен.

Достоинствами программированного обучения являются увеличение информационной емкости обучения, индивидуализация, возможность оперативной обратной связи своевременной коррекции хода учебной деятельности, развитие конструктивного мышления учащихся. Основны­ми недостатками: низкий воспитательный потенциал обучения, ликвида­ция коллективности обучения, слабое развитие творческой активности и самостоятельности учеников.

Проблемное обучение отличается самостоятельным добыванием зна­ний в процессе решения учебных проблем, нацеленностью на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения и ее пере­вод в учебную проблему, включающую ее осознание учениками. На вто­ром этапе разрешения проблемы учащийся перебирает, анализирует прошлый опыт, активно включается в добывание недостающей информа­ции. Третий этап направлен на приобретение необходимых для решения знаний и умений. Он завершается открытием способа решения проблемы. Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Преимущества проблемного обучения заключаются в высоком интересе к обучению, самостоятельности и творчестве учащихся, прочности действенности результатов обучения. К основным недостаткам следует отнести большие затраты времени на достижение целей и слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)