Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
Конструирование процесса обучения предполагает два вариант: 1) целенаправленный выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных задач урока; 2) выбор доминирующего вида, методической системы обучения в целом. Под видом (методической системой) понимается единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов средств конкретного способа обучения [В. И. Загвязинский]. Преимущество второго способа в том, что открывается возможность упростит процедуру выбора, сделать ее целостной и гармоничной.В современной школе наиболее распространены три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:
• объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным сообщающим или репродуктивным;
• программированное;
• проблемное
Объяснительно-иллюстративное обучение имеет длительную истерию. Основоположником его является Я. А. Коменский. Сущность обучения заложена в его названии. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ: экономия времени и сил учителей и учащихся, доступность, возможность эффективного управления процессом обучения. Наряду с этим в нем есть и крупные недостатки: преподнесение «готовых» знаний, что освобождает учащихся от необходимости думать, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Следует отметить, что в разные годы предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать этот вид обучения.
Программированное обучение. Название этого вида обучения происходит от термина «программа», который позаимствован из словаря электронно-вычислительной техники и обозначает систему последовательны) действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланирован ному результату. Основная цель программированного обучения — улучшение управления учебным процессом. Данный вид обучения воз ник в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей американских психологов Н. Краудера, Б. Скиннера. В отечественной науке этими вопросами занимались Н.Ф.Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда и др. Особенности программированного обучения заключаются в следующем:
• учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
• учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
• каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);
• при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
• при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
• каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
• результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся, так и педагогу;
• педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
• в учебном процессе широко применяются программированные учебные пособия, тренажеры, ЭВМ, компьютеры.
Построение обучающих программ возможно на основе линейного и разветвленного способов программирования. В первом способе возможен один вариант ответа, во втором — предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верен.
Достоинствами программированного обучения являются увеличение информационной емкости обучения, индивидуализация, возможность оперативной обратной связи своевременной коррекции хода учебной деятельности, развитие конструктивного мышления учащихся. Основными недостатками: низкий воспитательный потенциал обучения, ликвидация коллективности обучения, слабое развитие творческой активности и самостоятельности учеников.
Проблемное обучение отличается самостоятельным добыванием знаний в процессе решения учебных проблем, нацеленностью на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения и ее перевод в учебную проблему, включающую ее осознание учениками. На втором этапе разрешения проблемы учащийся перебирает, анализирует прошлый опыт, активно включается в добывание недостающей информации. Третий этап направлен на приобретение необходимых для решения знаний и умений. Он завершается открытием способа решения проблемы. Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Преимущества проблемного обучения заключаются в высоком интересе к обучению, самостоятельности и творчестве учащихся, прочности действенности результатов обучения. К основным недостаткам следует отнести большие затраты времени на достижение целей и слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся.