Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике, кото­рое употребляется в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, обеспечивающее передачу социального опыта от старшего поколения к младшему. В дан­ном случае оно практически отождествляется с социализацией. Воспита­ние в узком смысле понимается как специально организованная деятель­ность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Эта деятельность называется воспитательной работой.

Воспитание имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения. К ним относятся: а) многофакторность воспитания, характери­зующая влияние многих объективных и субъективных факторов на про­цесс воспитания и его конечный результат; б) невозможность получения быстрого результата, т. к. качества личности формируются не так быстро, как знания или умения; в) длительность и непрерывность воспитания; г) комплексность; д) вариативность и неоднозначность результатов.

Существует большое разнообразие направлений и видов воспитания. В наиболее распространенной видовой классификации вычленяются умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. По направлениям воспитательной работы в школе выделяются гражданское, полити­ческое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физи­ческое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. В зависи­мости от института социализации ребенка выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (релиогиозное) воспитание, воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образо­вательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание. В зависимости от философских оснований воспитания выделяются прагматическое, индивидуалистическое, коллективистское воспитание.

Современные научные представления о воспитании основываются на положениях теорий воспитания, оформившихся в истории педагогики. Уже в период средневековья сложилась теория авторитарного воспитанием, которая в различных формах продолжает существовать в настоящее время. Наиболее ярко ее положения представлены в работах немецкого педагога И. Ф. Гербарта, который сводил воспитание к управлению детьми и подавлению их природной резвости. Основными методами авторитарно­го воспитания являются угроза, надзор за детьми, приказания и запреты.

Теория свободного воспитания, выдвинутая французским просветителем Ж. Ж. Руссо в XVIII в., явилась альтернативой авторитарному воспитанию. Основной ее целью явилось стимулирование естественного развития ребен­ка, воспитание его духовных сил, ведущими принципами — уважение ребен­ка, признание права на его самостоятельность и свободу выбора поведения. Эта теория нашла широкое распространение в различных странах мира, ока­зала значительное влияние на отечественную педагогику и практику воспи­тания конца Х1Х-начала XX вв., в которой были популярны идеи свободно­го воспитания ребенка (Л. Н. Толстой, К Н. Вентцель и др.).

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистиче­ского воспитания. Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы были всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответ­ствии с разработанными А. С. Макаренко этапами развития коллектива. На первом этапе наблюдается низкий уровень развития коллектива. При­оритет в постановке целей деятельности, выборе форм коллективной дея­тельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю коллектива. На втором этапе — управление коллективом частично передается наиболее инициативным его членам — активу и ли­дерам. На третьем, высшем этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. Усиливается зна­чимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив в своем раз­витии опирается на «законы движения коллектива» (принципы): принцип параллельного действия, систему перспективных линий, мажорный тон жизни коллектива. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы являлись такие нравственные качества личности, как коллективизм, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежден­ность, чувство гордости.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)