Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
В переводе с латинского термин «парадигма» означает «пример», педагогике под парадигмой понимают концептуальную модель образования. На протяжении истории существовало множество образовательных моделей. И. А. Колесникова их многообразие связывает с педагогическими цивилизациями. Понимая цивилизацию как определенный уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в ходе истории разных сообществ, она считает, что педагогика прошла стадии природной цивилизации, репродуктивно-педагогической цивилизации и вступает в стадию креативно-педагогической цивилизации. Для первой стадии характерно вплетение образования в естественную жизнедеятельность взрослого и подрастающего поколения. Для второй — образование становится специально организованной деятельностью, направленной на передачу опыта старшего поколения младшим. Нарастают процессы отчуждения содержания образования от потребностей личности. Переход к третьей педагогической цивилизации означает возрастание рефлексивной культуры человека, организацию образования как «встречу» субъектного опыта учителя и ученика, усиление роли диалоговых методов обучения.В современной педагогике существуют и иные подходы к выделению образовательных парадигм (моделей образования). В настоящее время в мировом образовательном пространстве функционируют различные модели. Они отличаются исходными целями-ценностями, содержанием, способами организации образовательного процесса, взаимодействием учителя и ученика, результатами образования. К числу наиболее известных относятся эзотерическая, традиционная (знаниево-ориентированная), рационалистическая (поведенческая), гуманистическая (феноменологическая) модели образования.
Эзотерическая модель образования самая древняя на планете. Она была известна древним цивилизациям Египта, Вавилона, Индии. Предназначена исключительно для посвященных (в религию, магию, мистику). Смысл образования состоит в приобщении ученика к истине, которое возможно в момент озарения путем выхода в сверхсознание. Роль педагога заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию происходящего, переходу на новый уровень своего духовного развития. Предполагает полное добровольное подчинение ученика Наставнику. Содержание образования составляют не знания, а опыт, состояния, переживания ученика. Результатом является изменение «человеческого качества», извлечение природной сущности из-под покрова социальной личности.
Традиционная (знаниево-ориентированная) модель образования — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого. Основная роль образования сводится к передаче молодому поколению элементов культурного наследия человеческой цивилизации, под которыми понимается прежде всего многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, выдержанных испытание временем знаниях, умениях и навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию личности. Предполагается, что их усвоение позволит индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.
Рационалистическая модель образования предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные институты. В основе этой модели образования лежит бихевиористская концепция социальной инженерии (Б. Скиннер). Главная цель школы в рамках этой модели — вооружить учащихся неким адаптивным «поведенческим репертуаром», необходимым для успешного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. Поведенческие цели вносят в образовательный процесс дух узкого утилитаризма, шаблона и натаскивания. Идеалом становится точное следование образцу. В этой модели преобладают ролевые методы обучения, тренинги, дрессура. Отсутствует творческий характер не только учения, но и преподавания.
Гуманистическая (феноменологическая) модель образования предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов и потребностей. Образование рассматривается как гуманистическое в смысле его соответствия подлинной природе человека. Основное назначение педагога заключается в создании условий для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставлении как можно большей свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов самореализации. Сторонники данного направления отстаивают права индивида на автономию развития и образования. Гуманистическая модель образования предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.