Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [И. П. Подласый]. А. С. Макаренко считал их «инструментами прикосновения к личности». Методы воспитания проявляют свое содержание через:
· непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования и пр.);
· создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника поступать определенным образом;
· общественное мнение референтной группы, или авторитетного для воспитанника человека, средства массовой информации;
· совместную деятельность воспитателя и воспитанников, общение, игру;
· процессы обучения и самообразования;
· погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Следует помнить, что не существует плохого или хорошего метода воспитания.
Эффективность воспитательного процесса во многом определяется последовательностью и логикой применения совокупности методов.
В педагогике неоднократно предпринимались попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, Г. И. Щукина выделяет три группы методов:
1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
3) поощрение и наказание
В более современной классификации Л. И. Маленковой предлагаете другая группировка методов воспитания:
1) убеждения;
2) стимулирования;
3) организации жизни и деятельности.
Эти классификации методов воспитания очень условны, т. к. в реальном воспитательном процессе используется комплекс методов и прием воспитания.
Рассмотрим отдельные методы воспитания, уточняя их отличительные особенности.
Приучение как метод воспитания предполагает культивирование воспитанника способности к организованным действиям и разумном; поведению как условию становления основ нравственности и устойчив форм поведения. Использование данного метода предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Приучение достигается через систему упражнений. Данный метод; способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни: учение, труд, отдых, игру.
Пример как метод воспитания заключается в убедительном образце для подражания. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспектив стремлений воспитанника быть похожим на идеальный образ или одолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то свойственных негативному образу. В процессе воспитания сила как положительных, так и отрицательных примеров одинаково действенна.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирования новых. Виды поощрений могут быть самыми разнообразным одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Методические приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. В конкретной ситуации взаимосвязь между методами носит диалектичный и неоднозначный характер. Например, убеждая воспитанника, воспитатель может использовать в качестве дополнительных аргументов примеры, создавать специальные ситуации воздействия на чувства, сознание, волю ребенка. В то же время убеждение может рассматриваться как прием, когда воспитатель приучает ребенка к выполнению режима работы и отдыха.