Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

 Как и любая наука, педагогика имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках кон­кретных направлений исследования предмета. Категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действи­тельности. Разработка категориального аппарата имеет принципиальное значение для педагогики, так как содержание понятий раскрывает опреде­ленный взгляд на педагогическую реальность и степень ее изученности.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории: воспитание, обучение и образование.

«Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (ма­териальных, духовных, организационных) для развития человека. Харак­теризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, при­званную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «на­блюдений» [Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1].

Обучение в традиционной педагогике рассматривается как «целена­правленный педагогический процесс организации и стимулирования ак­тивной учебной деятельности учащихся по овладению научными зна­ниями...» [Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. — Минск. 1979].

Образование рассматривается как «процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззре­ния...»[ там же].

Как соотносятся три главные категории педагогики?

Долгое время в истории педагогики «воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки всеобщей кате­горией выступает «образование». В Законе «Об образовании» оно опре­деляется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте­ресах личности, общества и государства.

В контексте современного понимания предмета педагогики ведущим по­нятием является «педагогический процесс», который объединяет воспита­ние, обучение и образование в единую целостность. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время существует разнообразие педагогических сис­тем, к которым относятся: система дошкольного, школьного, профессио­нального образования (в соответствии с уровнем образования); система кон­кретного образовательного учреждения (школы, лицея, классического уни­верситета). Нередко педагогическая система персонифицируется по имени автора, являющегося ее создателем (например, система А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и др.). Все перечисленные системы имеют общее строение и действуют по одинаковым законам. Поэтому воз­можно единое определение педагогических систем.

Под педагогической системой понимают множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе (ЦПП).

Компоненты педагогической системы совпадают с компонентами педа­гогического процесса, который также может рассматриваться как система.

С этой точки зрения педагогический процесс представляет собой специ­ально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педаго­гическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использо­ванием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потреб­ностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс, в том числе и педагогический, можно рассматривать как последовательную смену одного состояния другим. В педагогиче­ском процессе эта смена является результатом педагогического взаимо­действия. Педагогическое взаимодействие составляет сущность педаго­гического процесса. В отличие от любого другого взаимодействия, оно представляет собой преднамеренный контакт (длительный или времен­ный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие не исключает, а включает в себя педагогическое воздей­ствие (влияние) как первую ступень и его неотъемлемый компонент. Ос­новой современного педагогического процесса являются субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанником, базирующие­ся на активности каждого участника этого процесса.

Основными способами осуществления педагогического процесса яв­ляются воспитание и обучение.

Воспитание тогда понимается как специально организованная дея­тельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение — специфический способ образования, направленный на раз­витие личности посредством организации усвоения обучающимися науч­ных знаний и способов деятельности.

Обучение и воспитание характеризуют определенную педагогическую технологию или последовательную, взаимообусловленную систему дей­ствий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогическая задача является единицей педагогического процесса и представляет собой материализованную ситуацию воспитания и обучения (педагогическую ситуацию), характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Решение педагогических задач составляет сущность педагогической дея­тельности, которая рассматривается как особый вид социальной (профес­сиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)