Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
Как и любая наука, педагогика имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. Категория — это научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Разработка категориального аппарата имеет принципиальное значение для педагогики, так как содержание понятий раскрывает определенный взгляд на педагогическую реальность и степень ее изученности.В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории: воспитание, обучение и образование.
«Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «наблюдений» [Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1].
Обучение в традиционной педагогике рассматривается как «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями...» [Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. — Минск. 1979].
Образование рассматривается как «процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения...»[ там же].
Как соотносятся три главные категории педагогики?
Долгое время в истории педагогики «воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование».
На современном этапе развития педагогической науки всеобщей категорией выступает «образование». В Законе «Об образовании» оно определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
В контексте современного понимания предмета педагогики ведущим понятием является «педагогический процесс», который объединяет воспитание, обучение и образование в единую целостность. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время существует разнообразие педагогических систем, к которым относятся: система дошкольного, школьного, профессионального образования (в соответствии с уровнем образования); система конкретного образовательного учреждения (школы, лицея, классического университета). Нередко педагогическая система персонифицируется по имени автора, являющегося ее создателем (например, система А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и др.). Все перечисленные системы имеют общее строение и действуют по одинаковым законам. Поэтому возможно единое определение педагогических систем.
Под педагогической системой понимают множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе (ЦПП).
Компоненты педагогической системы совпадают с компонентами педагогического процесса, который также может рассматриваться как система.
С этой точки зрения педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Любой процесс, в том числе и педагогический, можно рассматривать как последовательную смену одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие составляет сущность педагогического процесса. В отличие от любого другого взаимодействия, оно представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие не исключает, а включает в себя педагогическое воздействие (влияние) как первую ступень и его неотъемлемый компонент. Основой современного педагогического процесса являются субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанником, базирующиеся на активности каждого участника этого процесса.
Основными способами осуществления педагогического процесса являются воспитание и обучение.
Воспитание тогда понимается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Обучение и воспитание характеризуют определенную педагогическую технологию или последовательную, взаимообусловленную систему действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Педагогическая задача является единицей педагогического процесса и представляет собой материализованную ситуацию воспитания и обучения (педагогическую ситуацию), характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Решение педагогических задач составляет сущность педагогической деятельности, которая рассматривается как особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования.