Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
Историческое развитие научно-педагогического знания прошло несколько этапов:1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Первые мысли о воспитании и образовании можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и
мудрецов (Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Авиценны, Конфуция). Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы...воспитание перестраивает человека и создает природу». Эти мысли получили оформление в работах Квинтилиана «Ораторское искусство», Плутарха «О воспитании», Конфуция «Беседы и суждения».
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж. -Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Особенность этих взглядов на воспитание заключалась в том, что они возникли в результате гуманистических рассуждений философов, просветителей.
Только с XVII века педагогика строится с опорой на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571- 1635) разработал содержание понятия «образование» и соответствующую методологию, установил критерии педагогических исследований. Одновременной. А. Коменский, чешский педагог (1592-1670), привел в систему и обосновал основные закономерности воспитания и обучения, опираясь на свой собственный опыт и передовой педагогический опыт разных стран. Результаты данной деятельности были описаны им в произведении «Великая дидактика». Каменского считают родоначальником педагогической науки, поскольку созданная им система всеобщего образования, классно-урочный способ обучения до сих пор применяются во многих странах мира.
В период с XVII по XVIII век активно шло обогащение педагогической науки новыми идеями из опытно-экспериментальных школ И. Г. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Фребеля, А. Дистервега.
С начала XX века в развитии педагогики прослеживаются два направления: традиционное и альтернативное. К традиционному направлению в тот период относили социальную педагогику, религиозную и педагогику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и образования (работы В. В. Зеньковского и др.). К альтернативному направлению относились новые идеи и концепции: свободного воспитания (К. Н. Вентцель), экспериментальной (А. Ф. Лазурский), прагматической (П. П. Блонский) педагогики.
Современный этап в развитии педагогического знания (начиная со второй половины XX века) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей два процесса — интеграции и дифференциации. В этой связи в педагогике появляются новые отрасли знания (сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.). Активно разрабатывается методология педагогики (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский. М. Н. Скаткин). Научные исследования в области педагогики обеспечивают ее непрерывное развитие.
В содержательном плане в настоящее время происходит возрождение гуманистической традиции в педагогике. Это обеспечено ориентацией современного общества на человека и его развитие. Особое место в реализации гуманистической парадигмы педагогического знания отводится аксиологическому (ценностному) подходу, который выступает своеобразным «мостом» между педагогической теорией и реальной практикой образования. Согласно этому подходу, образование, являясь компонентом культуры общества, становится основным средством развития личности, приобретает ценностный характер для самой личности, общества и государства.