Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
К основным тенденциям развития содержания образования относятся: гуманизация, демократизация, повышение культуросообразности школьного образования, широкая дифференциация содержания образования и его стандартизация.Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ. Стандарт (в переводе с английского «мерило», «образец») образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников. В законе «Об образовании» (ст. 7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировое образовательное пространство.
Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родного языка, литературы, истории, искусства и пр.).
Компонент образовательного учреждения отражает специфику и направленность образования в конкретном образовательном учреждении (лицее, гимназии).
Государственный образовательный стандарт является основой объективной оценки уровня образования выпускников независимо от фор получения образования.
Дальнейшее регламентирование содержания образования происходит; в учебных планах, программах и учебниках, которые используются в школах.
Учебный план — это нормативный документ, отражающий требования к содержанию образования определенного уровня и направленности, перечень учебных дисциплин, их распределение и последовательность изучения по годам обучения, количество часов на их изучение в течение всего периода обучения, продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, количество экзаменов и пр.
Выделяют базисный учебный план, который входит как составная часть в государственный стандарт определенной области образования. Он служит основой для разработки типовых учебных планов, носящих рекомендательный характер. Так, учебный план школы разрабатывается на основе базисного и типового, но с учетом специфики конкретного образовательного учреждения.
Учебная программа строится на основе учебных планов. Этот документ раскрывает содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изложения учебного материала с указанием последовательности тем, времени на их изучение. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Первые разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта по определенной образовательной области, они носят рекомендательный характер. На их основе в школе могут быть созданы рабочие учебные программы, позволяющие учитывать конкретные материальные, методические и др. условия. Авторские программы, основываясь также на государственном образовательном стандарте, могут иметь другую логику изложения, собственные подходы к изучаемым явлениям. Чаще они используются при преподавании факультативных курсов.
В структуру любой программы входят пояснительная записка (цель, задачи, требования к результатам), содержание образования (тематический план, содержание тем, основные понятия, виды занятий) и методические рекомендации преподавателю и учащимся для его освоения.
Построение учебных программ может осуществляться на основе линейного или концентрического способа расположения учебного материала. Линейный способ обеспечивает восходящую линию в трудности изучения, систематичность и последовательность усвоения нового. Концентрический способ предполагает возврат к изучению одного и того же материала на разных ступенях обучения, но в разных объемах и с разной глубиной. Эти способы дополняют друг друга.
Учебник более всего конкретизирует содержание образования по предмету. Он обязан соответствовать типовой учебной программе. Его основное назначение состоит в изложении основ науки и одновременно в организации самостоятельной деятельности учащихся по их освоению. Поэтому к учебникам предъявляются дидактические, психологические, эстетические, гигиенические требования. Хороший учебник должен быть информативным, энциклопедичным, побуждать к самообразованию и др. Дополнением к учебнику выступают учебные пособия, справочно-методические материалы.