Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции требуют разработки новых теоретико-методологических подходов в педагогике. При этом под теоретическим подходом понимается синтез теоретических положений, руководящих идей. Сущность гуманистической педагогики представлена основными положениями деятельностного, личностноориентированного, культурологического подходов к изучению педагогической реальности.Деятелъностный подход опирается на основные положения теории деятельности, раскрытые в работах А. Н. Леонтьева, такие как признание единства внутренней (умственной) и внешней деятельности, развитие личности в деятельности. Данный подход подчеркивает необходимость перевода воспитанника в позицию субъекта познания, труда и общения. Его реализация на практике требует организации полноценной жизнедеятельности на каждом возрастном этапе, вовлечения ребенка как активного участника этого процесса. В последние годы деятельностный подход нередко подвергается критике за недостаточное отражение в нем личностных и индивидуальных особенностей субъекта.
Личностно-ориентированный подход основан на философских представлениях о гуманизме и идеях гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Гуманизм в философском смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его права на счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности саморазвития и реализации ценностей высшего порядка.
Опирающийся на эти постулаты личностно-ориентированный подход в педагогике выводит на первый план самого человека, его ценности, его личные свободы, его умения прогнозировать и контролировать самого
себя. Его реализация в обучении предполагает создание открытого содержания образования; возможность варьирования учебным материалом; гуманитаризацию содержания образования — как за счет усиления доли гуманитарных дисциплин в учебном плане, так и формирования у обучающихся особой формы отношения к окружающему миру, к себе, к своей собственной деятельности; усиление эмоционального и коммуникативного потенциала средств обучения; раскрепощение самой личности педагога. В области воспитания особую ценность представляют дальнейшее развитие идей сотрудничества и сотворчества учителя и воспитанников, индивидуализация обучения, диалог. Личностно-ориентированный подход предполагает создание в образовательных учреждениях условий для развития сущностных сил каждого и гармонизации взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса. Итогом его становится готовность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. (В. В. Сериков).
Культурологический подход в педагогике основан на философском понимании культуры как «особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень очеловечивания природы и меру саморазвития человека» (А. М. Арнольдов). Философские корни этого подхода заложены в работах философов И. Канта, Ф. Шиллера, А. Адлера, М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана.
С позиции культурологического подхода образование рассматривается как сложный культурный процесс полисистемной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности; как культурная деятельность субъектов образования; как сложное культурное пространство взаимодействия сферы образования с остальными сферами культуры; как комплексная социокультурная система, выполняющая специфические функции сохранения и обновления культурных традиций общества.
Исторические предпосылки данного подхода были заложены еще в античной культуре, в идеях взращивания душевности и образованности. В дальнейшем они были развернуты в работах А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского и др., которые подчеркивали доминирование культурных, нравственных ценностей в образовании. В настоящее время эти идеи развиваются в трудах В. С. Библера, С. Ю. Курганова, Б. М. Неменского и др. Реализация культурологического подхода в современной школе базируется на следующих принципах:
- принцип культуросообразности, означающий способность образования выражать суть культуры, ее динамику, содержание. Школа должна создавать условия для культурного самоопределения и идентификации ребенка со своим народом, идеалом воспитания на данном историческом этапе;
- принцип продуктивности, отражающий способность образования выражать творческую, продуктивную сущность культуры, создавать условия для творческой, практической деятельности ребенка;
- принцип мультикультурности, заключающийся в способности образования отражать разнообразие и многообразие культур, выражать культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, создавать условия для формирования культурной толерантности ребенка.
Указанные теоретические подходы не имеют взаимоисключающего характера, они скорее дополняют друг друга, составляя суть нового педагогического мышления.