Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции требуют разработки новых тео­ретико-методологических подходов в педагогике. При этом под теоре­тическим подходом понимается синтез теоретических положений, руко­водящих идей. Сущность гуманистической педагогики представлена ос­новными положениями деятельностного, личностноориентированного, культурологического подходов к изучению педагогической реальности.

Деятелъностный подход опирается на основные положения теории деятельности, раскрытые в работах А. Н. Леонтьева, такие как признание единства внутренней (умственной) и внешней деятельности, развитие личности в деятельности. Данный подход подчеркивает необходимость перевода воспитанника в позицию субъекта познания, труда и общения. Его реализация на практике требует организации полноценной жизнедея­тельности на каждом возрастном этапе, вовлечения ребенка как активно­го участника этого процесса. В последние годы деятельностный подход нередко подвергается критике за недостаточное отражение в нем лично­стных и индивидуальных особенностей субъекта.

Личностно-ориентированный подход основан на философских пред­ставлениях о гуманизме и идеях гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Гуманизм в философском смысле — истори­чески изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его права на счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможно­сти саморазвития и реализации ценностей высшего порядка.

Опирающийся на эти постулаты личностно-ориентированный подход в педагогике выводит на первый план самого человека, его ценности, его личные свободы, его умения прогнозировать и контролировать самого

себя. Его реализация в обучении предполагает создание открытого содержания образования; возможность варьирования учебным материалом; гуманитаризацию содержания образования — как за счет усиления доли гуманитарных дисциплин в учебном плане, так и формирования у обу­чающихся особой формы отношения к окружающему миру, к себе, к своей собственной деятельности; усиление эмоционального и коммуника­тивного потенциала средств обучения; раскрепощение самой личности педагога. В области воспитания особую ценность представляют даль­нейшее развитие идей сотрудничества и сотворчества учителя и воспи­танников, индивидуализация обучения, диалог. Личностно-ориентированный подход предполагает создание в образовательных учреждениях условий для развития сущностных сил каждого и гармонизации взаимо­отношений между всеми участниками педагогического процесса. Итогом его становится готовность личности к саморазвитию, самосовершенство­ванию, самореализации. (В. В. Сериков).

Культурологический подход в педагогике основан на философском понимании культуры как «особого, специфического способа человече­ской деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень очеловечивания природы и ме­ру саморазвития человека» (А. М. Арнольдов). Философские корни этого подхода заложены в работах философов И. Канта, Ф. Шиллера, А. Адле­ра, М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана.

С позиции культурологического подхода образование рассматривает­ся как сложный культурный процесс полисистемной передачи норматив­но-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности; как культурная деятельность субъектов образования; как сложное культурное пространство взаимодействия сферы образования с остальными сферами культуры; как комплексная социокультурная система, выполняющая спе­цифические функции сохранения и обновления культурных традиций общества.

Исторические предпосылки данного подхода были заложены еще в ан­тичной культуре, в идеях взращивания душевности и образованности. В дальнейшем они были развернуты в работах А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского и др., которые подчеркивали доминирование культурных, нравственных ценностей в образовании. В настоящее время эти идеи развиваются в трудах В. С. Библера, С. Ю. Курганова, Б. М. Неменского и др. Реализа­ция культурологического подхода в современной школе базируется на следующих принципах:

- принцип культуросообразности, означающий способность образова­ния выражать суть культуры, ее динамику, содержание. Школа долж­на создавать условия для культурного самоопределения и идентификации ребенка со своим народом, идеалом воспитания на данном историческом этапе;

- принцип продуктивности, отражающий способность образования выражать творческую, продуктивную сущность культуры, создавать условия для творческой, практической деятельности ребенка;

- принцип мультикультурности, заключающийся в способности образования отражать разнообразие и многообразие культур, выражать культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, создавать условия для формирования культурной толерант­ности ребенка.

Указанные теоретические подходы не имеют взаимоисключающего характера, они скорее дополняют друг друга, составляя суть нового педа­гогического мышления. 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)