Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 Вопросы изучения сущности процесса обучения и теоретических ос­нов его организации рассматривает дидактика — отрасль педагогики. Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидакти­ку. Основными категориями дидактики являются обучение, преподава­ние, учение.

Обучение — одна сторона педагогического процесса. Отражая все ха­рактеристики педагогического процесса, обучение имеет и качественные отличия. Обучение — это специфический способ образования, направлен­ный на развитие личности посредством организации усвоения обучаю­щимися научных знаний и способов деятельности.

Обучение является самым надежным путем получения систематиче­ского образования. В процессе обучения учащийся познает окружающий мир при направляющей роли учителя. В основе любого вида или типа обучения заложена взаимосвязь преподавания и учения.

Преподавание — это деятельность учителя по:

• передаче информации;

• организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

• оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

• стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

• оценке учебных достижений учащихся.

Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.

Направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности школьника обусловливает функции обучения, образовательную, воспитательную и развивающую.

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружений учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использовании на практике. Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П. В. Копнин). Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма.

Воспитательная функция обучения связана с формированием отно­шений учащихся (В. В. Краевский). Она вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем осуществляется и в процессе общения учителя и учащихся. Важной стороной воспитательной функции является работа учителя по формированию мотивов учебной деятельно­сти школьников.

В процессе обучения всегда происходит развитие личности. В тради­ционном подходе к обучению основное внимание было направлено на развитие мышления и речи учащихся. В настоящее время развивающий характер обучения предполагает его ориентацию на развитие личности как целостной психической системы, в единстве развития сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационной сторон. Эту идею преследуют современные концепции развивающего обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина и др.

Методологическими основами процесса обучения в отечественной ди­дактике выступает материалистическая теория познания. Согласно положениям, процесс познания начинается с чувственного ознакомления с материалом, после которого осуществляются процессы рационального осмысления и обобщения полученных представлений и далее — проверка выводов на практике. На этой теории основана дидактика Я. А. Коменского и ее ведущая идея — «золотое правило» дидактики: если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами. Учитывая, что учение как деятельность ученика представляет собой разновидность познания объективного мира, надо, рассмотрев общее, выделить и отличия этого познания. Отличие учебно — познавательно и деятельности ученика от позна­вательной деятельности ученого заключается в том, что ученик познает субъективно новое, т. е. уже открытые в науке факты, теории, понятия. Познание в учебной деятельности происходит быстрее под руководством учителя и на основе дидактически адаптированного к возможностям учащихся материала.

Вместе с тем, процесс обучения, так же как и познание, надо рассмат­ривать в развитии. Основным источником этого развития являются про­тиворечия. По мнению М. Л. Данилова, главным противоречием обуче­ния выступает противоречие между новыми задачами обучения и налич­ным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их развития. Оно будет движущей силой обучения в том случае, если находится в зоне ближайшего развития ученика и имеет смысл для него.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)