Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод в переводе с греческого языка означает «способ», «путь». В философии метод рассматривается как способ достижения целей, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом обучения понимается «способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта» [И. Я. Лернер].В структуре метода обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Метод обучения — сложное многомерное образование. В нем есть объективная и субъективная части. Первая не зависит от педагогов и отражает закономерности, принципы обучения. Вторая обусловлена личностью педагога, конкретными условиями использования того или иного метода. Именно субъективная часть открывает простор для педагогического творчества.
С учетом многомерного характера методов обучения существует множество их классификаций. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку система. К наиболее известным классификациям относится разделение методов по источнику знаний. В ней выделяются следующие группы: словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут и пр.); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения, показ); практические методы (опыты, упражнения).
Достаточно широкое распространение получила классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский.
Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю. К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Существуют и иные подходы к классификации методов обучения.
Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую задачу деятельности педагога. Опираясь на исследования Ю. К. Бабанского М. И. Махмутова и других ученых, при выборе методов следует учитывать следующие критерии:
• их соответствие целям и задачам обучения и развития;
• соответствие содержанию урока;
• соответствие реальным возможностям школьников;
• соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
• соответствие возможностям самих учителей, уровню их квалификации.
Успешному выбору методов обучения способствует сравнительный анализ их эффективности для реализации разных целей обучения. К примеру, наглядные методы обучения наиболее способствуют развитию наблюдательности и повышению внимания к изучаемым вопросам. Их использование возможно, если само содержание материала может быть представлено в наглядном виде и в наличии имеются наглядные пособия. Словесные методы эффективны для формирования теоретических и фактических знаний и используются, если материал носит преимущественно теоретиков информационный характер, если учитель владеет ими лучше, чем другими.