Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 Метод в переводе с греческого языка означает «способ», «путь». В философии метод рассматривается как способ достижения целей, опре­деленным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под мето­дом обучения понимается «способ достижения цели обучения, представ­ляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практиче­скую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социально­го опыта» [И. Я. Лернер].

В структуре метода обучения выделяются приемы. Прием — это эле­мент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Метод обучения — сложное многомерное образование. В нем есть объ­ективная и субъективная части. Первая не зависит от педагогов и отража­ет закономерности, принципы обучения. Вторая обусловлена личностью педагога, конкретными условиями использования того или иного метода. Именно субъективная часть открывает простор для педагогического творчества.

С учетом многомерного характера методов обучения существует множество их классификаций. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку система. К наиболее извест­ным классификациям относится разделение методов по источнику зна­ний. В ней выделяются следующие группы: словесные методы (объясне­ние, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут и пр.); наглядные мето­ды (иллюстрация, демонстрация, наблюдения, показ); практические ме­тоды (опыты, упражнения).

Достаточно широкое распространение получила классификация мето­дов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). В данной классификации выделяются следующие мето­ды: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное из­ложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский.

Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю. К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Существуют и иные подходы к классификации методов обучения.

Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую задачу деятельности педагога. Опираясь на исследования Ю. К. Бабанского М. И. Махмутова и других ученых, при выборе методов следует учитывать следующие критерии:

• их соответствие целям и задачам обучения и развития;

• соответствие содержанию урока;

• соответствие реальным возможностям школьников;

• соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;

• соответствие возможностям самих учителей, уровню их квалификации.

Успешному выбору методов обучения способствует сравнительный анализ их эффективности для реализации разных целей обучения. К примеру, наглядные методы обучения наиболее способствуют развитию наблюдательности и повышению внимания к изучаемым вопросам. Их использование возможно, если само содержание материала может быть представлено в наглядном виде и в наличии имеются наглядные пособия. Словесные методы эффективны для формирования теоретических и фактических знаний и используются, если материал носит преимущественно теоретиков информационный характер, если учитель владеет ими лучше, чем другими.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)