Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)
- 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
- 1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1.4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 1.5. МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
- 1.6. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
- 1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА
- 1.10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1.11. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА
- 1.14. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.16. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.17. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- 1.18. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
- 1.19. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ)
- 1.20. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 1.21. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
- 1.22. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ
- 1.23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 1.24. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1.25. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
- 1.26. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
1.7. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Термин «культура» в переводе с латинского означает «взращивание», «возделывание». По отношению к человеку — это взращивание, формирование его образа. В процессе образования человек осваивает различные культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры и др.). В этом случае культура — это предпосылка и результат образовав человека.Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие функции.
1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способа вхождения человека в мир науки и культуры.
Содержание образования черпается и непрерывно пополняется культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека Образовательная среда, сформированная в школе или в вузе, влияет выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.
2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.
В разных социально-политических условиях (особенно в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ нового человека. Образование как практика социализации человека включает: формирование образа жизни, принятого в обществе; освоение человеком различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой); а также развитие духовного потенциала человека для созидания и творчества. Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации — система воспитания. Так, на Руси воспитание складывалось как «воспитание миром». Именно поэтому в России для воспитательного воздействия на человека часто использовалось общественное мнение. Поэтому теория воспитания в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко подводила своеобразный итог существующей традиции. Вместе с тем в международных педагогических системах существуют общие черты, которые закладывают основы для интеграции их в мировое образовательное пространство. Например, для европейской цивилизации характерна рациональная логика обучения и воспитания в школе и в вузе.
3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
В образовательных учреждениях концентрируются высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Общество заинтересовано в производстве образованных граждан, в этом заключается социальная ценность образования для любого государства. В то же время образование имеет и гуманистическую ценность, которая заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей каждого человека. Таким образом, в системе образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование как процесс трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности
В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе, на производстве, в общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Поэтому смысл образования заключается не только в передаче старшим поколением социального опыта, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры. В связи с этим все отчетливее проявляется зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.
5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.
Специфика развития отдельных регионов обусловливает характер образования в них. В региональных образовательных системах должны учитываться образовательные запросы различных социокультурных групп населения, В связи с этим наполнение регионального компонента государственного образовательного стандарта будет иметь свою специфику для разных регионов страны. Например, для школ Хакасии в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Хакасии», для школ Санкт-Петербурга — «История и культура Санкт-Петербурга».
6. Образование как активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Образование способствует наиболее быстрому развитию общества, а также создает условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовного потенциала. Человек благодаря образованию становится способным к самореализации, к проявлению своей индивидуальности и к преобразованию окружающей среды. В этом проявляется гуманистическая функция образования.
Реализация выделенных социокультурных функций образования проявляется в деятельности исторически сложившихся образовательных систем.