Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — Глава III. Принципы административного управления
- Лекция по административному менеджменту. Часть 1
- 1.2. Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля
- 1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
- 1.4. Современная концепция административного менеджмента
- Глава II. Законы управления
- 2.2. Содержание и сущность общих законов управления
- 2.3. Частные законы управления
- 2.4. Специальные законы управления
- Глава III. Принципы административного управления
- 3.2. Общие принципы управления
- 3.3. Частные принципы управления
- 3.4. Специальные принципы управления
- Глава IV. Функции административного менеджмента
- 4.2. Характеристика последовательных функций административного менеджмента
- 4.2.2. Планирование в системе административного менеджмента
- 4.2.3. Административно-организационная функция менеджмента
- 4.2.4. Мотивация как функция административного менеджмента
- 4.2.5. Регулирование
- 4.2.6. Административный контроль
- 4.2.7. Административный учет
- 4.2.8. Оценка эффективности администрирования
- 4.3. Непрерывные функции административного менеджмента
- 4.3.2. Управление конфликтами и стрессами
Глава III. Принципы административного управления
3.1. Социально-экономическая сущность принципов управления
Слово "принцип" происходит от латинского principium — начало, основа.
В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.
Механизм формирования принципов управления представлен на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Механизм формирования принципов управления
К факторам, определяющим принципы менеджмента, можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социокультурные факторы.
В основе любой системы теоретических понятий должна лежать их классификация. К классификации принципов управления в настоящее время также существует несколько различных подходов. Один из них предусматривает деление управленческих принципов на четыре основные группы:
• общие для всех видов управления;
• относящиеся ко всем компонентам системы управления;
• специфические для управления конкретным производством;
• относящиеся к отдельным частям системы управления.
Любая система управления состоит из двух подсистем — управляющей и управляемой. К первой группе относятся принципы, касающиеся отдельных компонентов управляющей системы, а также всей системы в совокупности. Ко второй — принципы управления конкретными видами деятельности.
Принципы, относящиеся к первой группе, — это общие принципы управления, т. к. они отражают специфику теории и практики управления в наиболее общем понимании этого явления. Для принципов, входящих во вторую группу — "специальные принципы управления", поскольку они непосредственным образом связаны со спецификой управления конкретными видами деятельности.
Вся существующая совокупность принципов управления подразделяется на три основные группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе — принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу, регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности.