Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 2.3. Частные законы управления

2.3. Частные законы управления

Частными законами принято считать законы управле­ния, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.

К частным законам, касающимся управляющей подсис­темы, относятся:

1. Закон изменения функций управления.

2. Закон сокращения числа ступеней управления.

3. Закон концентрации функций управления.

4. Закон распространения и контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повы­шение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управле­ния заключается в том, что чем меньше уровней управле­ния в структуре организации, тем при прочих равных усло­виях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавлива­ет, что управление объективно стремится к большей кон­центрации функций на каждой ступени управления, а следо­вательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и воз­можностями контроля их действий со стороны руководите­ля.

Закон синергии гласит, что для любой организации су­ществует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы вхо­дящих в нее элементов, либо существенно меньше указан­ной суммы.

Согласно данному закону задача руководителя любой орга­низации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

Сущность закона самосохранения состоит в том, что лю­бая материальная система стремится сохранить себя и ис­пользует для этого весь свой потенциал. Общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.

Закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего сум­марного потенциала.

Жизненный цикл любой материальной системы включает в себя восемь последовательно сменяю­щих друг друга этапов:

1. Порог нечувствительности.

2. Внедрение.

3. Рост.

4. Зрелость.

5. Насыщение.

6. Спад.

7. Крах.

8. Ликвидация

При этом первые четыре этапа представляют собой про­цесс прогрессивного развития, а последние три — регрес­сивного.

Закон информированности-упорядоченности: чем большей инфор­мацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем выше вероятность ее нормального функционирования.

Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.

Основу системы управленческого анализа и синтеза состав­ляет метод постепенного приближения. Этот метод включает в себя четыре уровня.

Первый уровень: предварительный анализ с позиций сто­роннего наблюдателя.

К документам, необходимым для проведения анализа натданном уровне, относятся:

• учредительный договор или решение единственного уч­редителя;

• учетная политика предприятия;

• бухгалтерский баланс;

• документы налоговой отчетности;

• бизнес-план;

• организационная структура управления.

В результате проведения анализа разрабатываются об­щие рекомендации системного характера.

Второй уровень предполагает проведение так называемой мозговой атаки на совещании ведущих специалистов органи­зации.

Для этого необходимы следующие документы:

• перечень основных нерешенных вопросов;

• предварительные рекомендации каждого из специалис­тов относительно способа решения вышеупомянутых вопро­сов.

Результирующим документом является перечень согласо­ванных с консультантом ответов на поставленные вопросы.

На третьем уровне осуществляется создание группы раз­вития предприятия и формирование стратегии.

Необходимые документы:

• распоряжение руководителя о создании группы разви­тия организации;

• план обучения группы развития;

• основные отчеты организации.

Основным результатом деятельности группы развития является разработка и реализация мероприятий по совер­шенствованию экономической, финансовой и технологичес­кой политики предприятия.

Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.

Требуемые документы:

• текущие отчетные документы о деятельности организации;

• бизнес-план;

• результаты маркетинговых исследований.

Результирующими документами являются скорректиро­ванный бизнес-план, а также рекомендации по совершен­ствованию системы производства и управления.

Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структу­ре все необходимые элементы, находящиеся в определен­ной соотносительности. Действие указанного закона осуществляется на основе трех принципов: планирования, координации и полноты.

Принцип планирования устанавливает, что каждая орга­низация должна иметь план деятельности и развития.

Принцип координации гласит, что каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и опера­тивными изменениями и вносить соответствующие коррек­тивы в исполнительный механизм.

Согласно принципу полноты любая организация должна осуществлять весь набор функций основной деятельности и управления либо собственными силами, либо посредством привлечения независимых специалистов или сторонних орга­низаций.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1