Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 4.3.2. Управление конфликтами и стрессами
- Лекция по административному менеджменту. Часть 1
- 1.2. Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля
- 1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
- 1.4. Современная концепция административного менеджмента
- Глава II. Законы управления
- 2.2. Содержание и сущность общих законов управления
- 2.3. Частные законы управления
- 2.4. Специальные законы управления
- Глава III. Принципы административного управления
- 3.2. Общие принципы управления
- 3.3. Частные принципы управления
- 3.4. Специальные принципы управления
- Глава IV. Функции административного менеджмента
- 4.2. Характеристика последовательных функций административного менеджмента
- 4.2.2. Планирование в системе административного менеджмента
- 4.2.3. Административно-организационная функция менеджмента
- 4.2.4. Мотивация как функция административного менеджмента
- 4.2.5. Регулирование
- 4.2.6. Административный контроль
- 4.2.7. Административный учет
- 4.2.8. Оценка эффективности администрирования
- 4.3. Непрерывные функции административного менеджмента
- 4.3.2. Управление конфликтами и стрессами
4.3.2. Управление конфликтами и стрессами
В наиболее общем виде конфликт можно определить как столкновение противоречивых интересов.
Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая состоит из участников конфликта и объекта конфликта, то есть причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство.
Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной силой, которая и определяет возможность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента. Оппонентом 1-го ранга называют человека, выступающего от собственного имени и преследующего собственные цели. Оппонентом 2-го ранга называют личность, преследующую групповые цели. Оппонентом 3-го ранга — личность, преследующую интересы группы, организации и т. п.
Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов:
1. Внутриличностный — возникает в силу того, что требования организации не совпадают с личностными потребностями.
2. Межличностный— психологическое столкновение людей с разными взглядами. Делятся на горизонтальные и вертикальные.
3. Между личностью и группой— возникают, когда личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы.
4. Межгрупповой— конфликты между формальными и неформальными группами, а также между организацией и отдельными группами.
В стратегии разрешения конфликтовможно выделить следующие моменты:
1. Уклонение от конфликта с целью выиграть время.
2. Доминирование — применяется, когда цель первостепенна.
3. Капитулянтство — имеет место, когда отношения в коллективе важнее целей соперников.
В тактике разрешения конфликтоввыделяют следующие способы:
1. Поддержание нейтралитета — такая тактика может применяться для того, чтобы выиграть время.
2. Доминирование — применяется руководителем по отношению к подчиненным при необходимости быстрого реагирования.
3. Компромисс — применяется в случаях, когда обе стороны убеждены, что сближение невозможно.
Стресс — это состояние напряженности, которое возникает у личности под влиянием внешних воздействий.
В зависимости от вида и характера стрессы и дистрессы бывают:
1. Физиологические — возникают, когда происходит накопление критической массы усталости.
2. Психологические, которые в свою очередь подразделяются на следующие:
а) информационные — результат информационных перегрузок;
б) эмоциональные— проявляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Существуют два подхода к нейтрализации стрессов:
1. Внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов.
2. Принимать конкретные меры индивидуального характера, например, разрабатывать и внедрять программы психологической разгрузки.
- << Назад
- Вперёд