link3996 link3997 link3998 link3999 link4000 link4001 link4002 link4003 link4004 link4005 link4006 link4007 link4008 link4009 link4010 link4011 link4012 link4013 link4014 link4015 link4016 link4017 link4018 link4019 link4020 link4021 link4022 link4023 link4024 link4025 link4026 link4027 link4028 link4029 link4030 link4031 link4032 link4033 link4034 link4035 link4036 link4037 link4038 link4039 link4040 link4041 link4042 link4043 link4044 link4045 link4046 link4047 link4048 link4049 link4050 link4051 link4052 link4053 link4054 link4055 link4056 link4057 link4058 link4059 link4060 link4061 link4062 link4063 link4064 link4065 link4066 link4067 link4068 link4069 link4070 link4071 link4072 link4073 link4074 link4075 link4076 link4077 link4078 link4079 link4080 link4081 link4082 link4083 link4084 link4085 link4086 link4087 link4088 link4089 link4090 link4091 link4092 link4093 link4094 link4095 link4096 link4097 link4098 link4099 link4100 link4101 link4102 link4103 link4104 link4105 link4106 link4107 link4108 link4109 link4110 link4111 link4112 link4113 link4114 link4115 link4116 link4117 link4118 link4119 link4120 link4121 link4122 link4123 link4124 link4125 link4126 link4127 link4128 link4129 link4130 link4131 link4132 link4133 link4134 link4135 link4136 link4137 link4138 link4139 link4140 link4141 link4142 link4143

Лекция по административному менеджменту. Часть 1

Глава I. Возникновение и развитие теории администрации


1.1. Социальный подход к изучению истории административного менеджмента

Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно опре­делить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и до­гадки, основанные на более или менее достоверных сужде­ниях и сведениях.

Среди ученых отсутствует не только единое мнение от­носительно времени возникновения управления, но и еди­ный подход к изучению истории его развития.

Одни авторы склонны рассматривать историю управления исключительно как череду четырех последовательно сменяв­ших друг друга школ. Они акцентируют свое внимание на отрезке времени с начала XX в. до наших дней. В какой-то степени это правомерно. Ведь до XX в. даже прагматичес­кое проявление преимуществ эффективного управления не вызывало истинного интереса к способам и средствам руко­водства.

К числу вышеназванных четырех школ менеджмента от­носятся:

• школа научного управления;

• административная (классическая) школа;

• школа психологии и человеческих отношений;

• школа науки управления (количественная школа).

Э. А. Уткин, относят воз­никновение управления к пятому тысячелетию до н. э. и выде­ляют в истории его развития пять периодов, начало которых увязано с пятью управленческими революциями.

Первая управленческая революция тесным образом свя­зана с возникновением письменности в Древнем Шумере. По­явление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуще­ствляли торговые операции, вели деловую переписку и ком­мерческие расчеты.

Религиозный характер носило и управление в Древнем Египте. Построенные в 3000—2000 гг. до н. э. египетские пира­миды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.

Вторая управленческая революция относится к 1792— 1750 гг. до н. э. Она неразрывно связана с деятельностью пра­вителя Вавилона — царя Хаммурапи, издавшего свод зако­нов, регламентирующих порядок управления государством. Эта революция получила название светско-административной.

Третья, производственно-строительная управленческая революция датируется 605—562 гг. до н. э. — время правле­ния древнего царя Навуходоносора., Ее основным результа­том была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере произ­водства и строительства.

Четвертая управленческая революция сопряжена с зарож­дением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее сущность зак­лючается в отделении управленцев от собственности на сред­ства производства и зарождении такого явления, как про­фессиональное управление.

Пятая управленческая революция, известная как бюрок­ратическая, произошла в конце XIX — начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т. п.

Приведенный выше подход наиболее всего отвечает по­требностям науки о государственном управлении, но не дает возможности проанализировать все этапы развития общей теории и практики управления.

Для изучения истории административного менеджмен­та наиболее адекватным представляется принципиально новый социальный подход к изучению истории развития практики и науки управления. Указанный подход основан на предположении о том, что впервые потребность в уп­равлении возникла, когда люди стали жить и охотиться группами. Данное предположение основывается на утвер­ждении о том, что практика управления имеет социальные исторические корни и неразрывно связана с существова­нием и развитием общества.

В соответствии с социальным подходом в истории развития управления можно выделить четыре основных этапа:

• первобытнообщинный;

• рабовладельческий;

• феодальный;

• капиталистический.

Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоя­тельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель (например, строительство крупного сооружения), невозможность ра­ботников самостоятельно контролировать и оценивать дей­ствия друг друга (вследствие их значительной удаленности или большого числа) и т. п.

На начальной стадии управление носило индивидуаль­ный, если так можно выразиться персоналистский, харак­тер, т. е. руководство деятельностью группы первобытных людей осуществлялось одним человеком — главой рода или вождем племени.

С развитием общества и постепенным усложнением выпол­няемых им функций, возникает объективная необходимость разделения управленческого труда. Как правило, подобное разделение труда осуществлялось способом, который можно обозначить термином "функциональная дифференциация".

Функциональная дифференциация предполагает обособ­ление различных видов управленческого труда по функцио­нальному признаку. В конечном итоге процесс функциональной дифференци­ации приводит к возникновению первых древних государств, которые преимущественно были рабовладельческими.

К рабовладельческому периоду развития относятся и первые попытки зафиксировать и систематизировать зна­ния о управлении. В древнеегипетском манускрипте "По­учение Птаххотепа" (2000—1555 гг. до н. э.) содержатся со­веты и рекомендации по искусству управления, не поте­рявшие своей актуальности ив настоящее время.

Особое внимание вопросам управления уделяли древние греки. Обосновывая необходимость специализации труда, Пла­тон утверждал, что человек не может одинаково хорошо ра­ботать и по камню, и по железу, и по дереву. Он определял управление как науку об общем питании людей и считал, что оно должно базироваться на всеобщих разумных законах.

Сократ рассматривал управление как особую сферу чело­веческой деятельности, главной целью которой является по­ставить нужного человека на нужное место и добиться вы­полнения поставленных перед ним задач.

Переходным этапом от рабовладельческого к феодально­му способу управления по праву можно считать обществен­ный строй, существовавший у викингов в конце первого ты­сячелетия нашей эры. Низший слой общества у древних скан­динавов составляли рабы, или сервы. Они выполняли самую грязную работу на фермах своих хозяев. Структура государственного управле­ния более жестко регламентирована и централизована.

В эпоху Средневековья теория управления разви­валась слабо. В основном это сводилось к обмену опытом между правителями, религиозными деятелями и военачальниками.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес выдающийся итальянский государственный и политический деятель конца XV — начала XVI вв. Никколо Макиавелли. В своих исследованиях он уделял большое внимание проблемам формирования стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.

Переворот в производственных отношениях, связанный с промышленной революцией середины XVIII в., привел к зна­чительным изменениям в теории и практике управления. С этого времени развитие экономики осуществляется настоль­ко интенсивно, что в рамках капиталистического этапа раз­вития управления уже сегодня можно выделить целых че­тыре принципиально отличающихся друг от друга периода. Первый период получил название "промышленный капи­тализм". Это была эпоха специалистов по управлению про­изводством. Среди теоретиков и практиков преобладало мне­ние, что только неограниченная здоровая конкуренция без вмешательства со стороны государства способна гаранти­ровать нормальное функционирование экономики и обес­печить общество всеми необходимыми ресурсами, товара­ми и услугами. Недостаток такого подхода заключается в недостаточно внимательном отношении к финансовым ас­пектам бизнеса. Этот недостаток был устранен в течение вто­рого периода развития капиталистического управления.

Второй период (1890—1933) обычно обозначают термином "финансовый капитализм". В это время доминировал финан­сист, который, не принимая непосредственного участия в процессе производства, был сосредоточен на управлении финансовыми ресурсами. Основополагающим стал принцип социального дарвинизма, утверждающий, что естественный отбор в социальной сфере является наилучшим способом достижения материального благополучия для общества в це­лом. Впоследствии злоупотребления финансовых магнатов приняли настолько крайние формы, что для устранения их антисоциальных последствий потребовалось срочное вмеша­тельство государственной власти.

Третий период (1933—1950) носит название "нацио­нальный капитализм". Он характеризуется разработкой и реализацией большого числа правительственных программ в социальной и экономической сферах. Эта особенность ха­рактерна и для настоящего времени. Она выражается в де­ятельности правительства по регулированию развития и функционирования национальной экономики, а также под­держанию необходимого равновесия между частным и го­сударственным сектором народного хозяйства.

Четвертый, современный период капиталистического эта­па развития управления (с 1950 г. по настоящее время), известный как "управленческий капитализм", характери­зуется широким распространением коллегиального управ­ления. Все реже принимаются индивидуальные решения, связанные с предпринимательским риском.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1