Лекция по административному менеджменту. Часть 1

Глава I. Возникновение и развитие теории администрации


1.1. Социальный подход к изучению истории административного менеджмента

Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно опре­делить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и до­гадки, основанные на более или менее достоверных сужде­ниях и сведениях.

Среди ученых отсутствует не только единое мнение от­носительно времени возникновения управления, но и еди­ный подход к изучению истории его развития.

Одни авторы склонны рассматривать историю управления исключительно как череду четырех последовательно сменяв­ших друг друга школ. Они акцентируют свое внимание на отрезке времени с начала XX в. до наших дней. В какой-то степени это правомерно. Ведь до XX в. даже прагматичес­кое проявление преимуществ эффективного управления не вызывало истинного интереса к способам и средствам руко­водства.

К числу вышеназванных четырех школ менеджмента от­носятся:

• школа научного управления;

• административная (классическая) школа;

• школа психологии и человеческих отношений;

• школа науки управления (количественная школа).

Э. А. Уткин, относят воз­никновение управления к пятому тысячелетию до н. э. и выде­ляют в истории его развития пять периодов, начало которых увязано с пятью управленческими революциями.

Первая управленческая революция тесным образом свя­зана с возникновением письменности в Древнем Шумере. По­явление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуще­ствляли торговые операции, вели деловую переписку и ком­мерческие расчеты.

Религиозный характер носило и управление в Древнем Египте. Построенные в 3000—2000 гг. до н. э. египетские пира­миды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.

Вторая управленческая революция относится к 1792— 1750 гг. до н. э. Она неразрывно связана с деятельностью пра­вителя Вавилона — царя Хаммурапи, издавшего свод зако­нов, регламентирующих порядок управления государством. Эта революция получила название светско-административной.

Третья, производственно-строительная управленческая революция датируется 605—562 гг. до н. э. — время правле­ния древнего царя Навуходоносора., Ее основным результа­том была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере произ­водства и строительства.

Четвертая управленческая революция сопряжена с зарож­дением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее сущность зак­лючается в отделении управленцев от собственности на сред­ства производства и зарождении такого явления, как про­фессиональное управление.

Пятая управленческая революция, известная как бюрок­ратическая, произошла в конце XIX — начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т. п.

Приведенный выше подход наиболее всего отвечает по­требностям науки о государственном управлении, но не дает возможности проанализировать все этапы развития общей теории и практики управления.

Для изучения истории административного менеджмен­та наиболее адекватным представляется принципиально новый социальный подход к изучению истории развития практики и науки управления. Указанный подход основан на предположении о том, что впервые потребность в уп­равлении возникла, когда люди стали жить и охотиться группами. Данное предположение основывается на утвер­ждении о том, что практика управления имеет социальные исторические корни и неразрывно связана с существова­нием и развитием общества.

В соответствии с социальным подходом в истории развития управления можно выделить четыре основных этапа:

• первобытнообщинный;

• рабовладельческий;

• феодальный;

• капиталистический.

Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоя­тельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель (например, строительство крупного сооружения), невозможность ра­ботников самостоятельно контролировать и оценивать дей­ствия друг друга (вследствие их значительной удаленности или большого числа) и т. п.

На начальной стадии управление носило индивидуаль­ный, если так можно выразиться персоналистский, харак­тер, т. е. руководство деятельностью группы первобытных людей осуществлялось одним человеком — главой рода или вождем племени.

С развитием общества и постепенным усложнением выпол­няемых им функций, возникает объективная необходимость разделения управленческого труда. Как правило, подобное разделение труда осуществлялось способом, который можно обозначить термином "функциональная дифференциация".

Функциональная дифференциация предполагает обособ­ление различных видов управленческого труда по функцио­нальному признаку. В конечном итоге процесс функциональной дифференци­ации приводит к возникновению первых древних государств, которые преимущественно были рабовладельческими.

К рабовладельческому периоду развития относятся и первые попытки зафиксировать и систематизировать зна­ния о управлении. В древнеегипетском манускрипте "По­учение Птаххотепа" (2000—1555 гг. до н. э.) содержатся со­веты и рекомендации по искусству управления, не поте­рявшие своей актуальности ив настоящее время.

Особое внимание вопросам управления уделяли древние греки. Обосновывая необходимость специализации труда, Пла­тон утверждал, что человек не может одинаково хорошо ра­ботать и по камню, и по железу, и по дереву. Он определял управление как науку об общем питании людей и считал, что оно должно базироваться на всеобщих разумных законах.

Сократ рассматривал управление как особую сферу чело­веческой деятельности, главной целью которой является по­ставить нужного человека на нужное место и добиться вы­полнения поставленных перед ним задач.

Переходным этапом от рабовладельческого к феодально­му способу управления по праву можно считать обществен­ный строй, существовавший у викингов в конце первого ты­сячелетия нашей эры. Низший слой общества у древних скан­динавов составляли рабы, или сервы. Они выполняли самую грязную работу на фермах своих хозяев. Структура государственного управле­ния более жестко регламентирована и централизована.

В эпоху Средневековья теория управления разви­валась слабо. В основном это сводилось к обмену опытом между правителями, религиозными деятелями и военачальниками.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес выдающийся итальянский государственный и политический деятель конца XV — начала XVI вв. Никколо Макиавелли. В своих исследованиях он уделял большое внимание проблемам формирования стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.

Переворот в производственных отношениях, связанный с промышленной революцией середины XVIII в., привел к зна­чительным изменениям в теории и практике управления. С этого времени развитие экономики осуществляется настоль­ко интенсивно, что в рамках капиталистического этапа раз­вития управления уже сегодня можно выделить целых че­тыре принципиально отличающихся друг от друга периода. Первый период получил название "промышленный капи­тализм". Это была эпоха специалистов по управлению про­изводством. Среди теоретиков и практиков преобладало мне­ние, что только неограниченная здоровая конкуренция без вмешательства со стороны государства способна гаранти­ровать нормальное функционирование экономики и обес­печить общество всеми необходимыми ресурсами, товара­ми и услугами. Недостаток такого подхода заключается в недостаточно внимательном отношении к финансовым ас­пектам бизнеса. Этот недостаток был устранен в течение вто­рого периода развития капиталистического управления.

Второй период (1890—1933) обычно обозначают термином "финансовый капитализм". В это время доминировал финан­сист, который, не принимая непосредственного участия в процессе производства, был сосредоточен на управлении финансовыми ресурсами. Основополагающим стал принцип социального дарвинизма, утверждающий, что естественный отбор в социальной сфере является наилучшим способом достижения материального благополучия для общества в це­лом. Впоследствии злоупотребления финансовых магнатов приняли настолько крайние формы, что для устранения их антисоциальных последствий потребовалось срочное вмеша­тельство государственной власти.

Третий период (1933—1950) носит название "нацио­нальный капитализм". Он характеризуется разработкой и реализацией большого числа правительственных программ в социальной и экономической сферах. Эта особенность ха­рактерна и для настоящего времени. Она выражается в де­ятельности правительства по регулированию развития и функционирования национальной экономики, а также под­держанию необходимого равновесия между частным и го­сударственным сектором народного хозяйства.

Четвертый, современный период капиталистического эта­па развития управления (с 1950 г. по настоящее время), известный как "управленческий капитализм", характери­зуется широким распространением коллегиального управ­ления. Все реже принимаются индивидуальные решения, связанные с предпринимательским риском.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1