Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 4.2.4. Мотивация как функция административного менеджмента

4.2.4. Мотивация как функция административного менеджмента

Маслоу выделял пять основных категорий потребнос­тей, в число которых входят: физиологические потребнос­ти, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении.

К числу физиологических относятся потребности в пище, отдыхе, продолжении рода. Эти потребности являются необ­ходимым условием выживания человека.

Сущность потребностей в безопасности заключается в не­обходимости обеспечения защиты физического и психичес­кого здоровья человека. Особенно важное значение здесь имеет уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

Понятие "социальные потребности" (по другому их еще называют "потребности в причастности") включает в себя чувство социального взаимодействия, привязанности, под­держки и т. д.

Потребности в уважении включают в себя две основные группы: потребности в самоуважении и потребности в уваже­нии со стороны окружающих.

Сущность потребностей самовыражения состоит в стрем­лении человека к реализации своих потенциальных возмож­ностей и индивидуальному развитию.

Все потребности могут быть распо­ложены в виде иерархической структуры, которая получила название "пирамида потребностей". Схематическое изобра­жение пирамиды потребностей представлено на рис. 4.3.

clip_image012

Рис. 4.3. Пирамида потребностей

Процесс создания условий, оказывающих воздействие на потребности человека и позволяющих направить его в нужную для организации сторону, заинтересовать его в ак­тивной и добросовестной работе, старательности при вы­полнении возложенных на него задач получил название "мо­тивация".

Термин "мотивация" происходит от французского "мотив", что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивы бывают внутренними, по­рожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоя­тельствами. Внешние мотивы называются стимулами. Стимулы могут быть материальными или немате­риальными.

Материальным стимулом явля­ется заработная плата. В дополнение к заработной плате может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Нематериальные стимулы могут быть выражены в фор­ме поощрения (вознаграждения) и иногда наказания. Они не могут воздействовать на текущее поведение, но задают его будущую линию, и люди прекрасно знают, что их ждет, если они будут относиться к выполнению своих обязаннос­тей надлежащим или ненадлежащим образом.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1