Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 4.2.5. Регулирование

4.2.5. Регулирование

Регулирование - это систему отношений, обеспечивающих под­держание или изменение экономических явлений и их свя­зей.

Регулирование как явление присуще любой коллектив­ной человеческой деятельности. Оно возникает вместе с про­изводственной кооперацией и прогрессирует по мере углуб­ления функционального разделения труда.

Потребность в регулировании является объективным фактором, так как не зависит от характера осуществляе­мой деятельности и специфики межличностных взаимоот­ношений.

Основной задачей процесса регулирования является ус­транение отклонений от заданного режима функциониро­вания организации.

В системе осуществления функции регулирования мож­но выделить две постоянно взаимодействующие подсисте­мы:

• систему саморегулирования;

• систему сознательного, целенаправленного регулирования.

Если действие первой подсистемы основано на инициати­ве работников организации, то вторая представляет собой следствие выражения воли руководителей.

Схема взаимодействия системы саморегулирования и сис­темы сознательного, целенаправленного регулирования пред­ставлена на рис. 4.4.

clip_image014

Рис. 4.4. Система регулирования деятельности организации

При осуществлении подобной оценки основ­ная задача менеджера — определить, конструктивна или деструктивна поставленная перед организацией цель.

Конструктивные (или позитивные) цели характеризуются тем, что их достижение способствует комплексному, интег­рированному и гармоничному развитию всех элементов орга­низационной системы. Деструктивные (или негативные) цели, напротив, направлены на расчленение организации, т. е. на ликвидацию отдельных ее элементов или наделение таких элементов полномочиями и функциями, противоречащими це­лям и задачам всей организации.

Ставя перед подчиненными деструктив­ные цели, руководитель заранее закладывает в программу их действий потенциальную возможность причинения вре­да организации. И чем больше ставится деструктивных це­лей перед работниками, тем чаще требуется регулирую­щее вмешательство руководителя в процесс выполнения производственных заданий.

Если эффективность системы саморегулирования определяется качеством формулировки цели, то для нормаль­ного функционирования системы сознательного целенаправ­ленного регулирования необходимо наличие хорошо налажен­ной обратной связи. Благодаря наличию обратной связи субъект управления может всегда располагать полной и достоверной информацией о ходе исполнения его указаний и своевремен­но вносить необходимые коррективы, как в процесс функцио­нирования, так и в содержание производственных заданий.

clip_image016

Рис. 4.5. Система сознательного целенаправленного регулирования деятельности организации

На схеме цифрами обозначены:

1. Прямая связь.

2. Обратная связь.

3. Корректирующее воздействие (регулирование).

Процесс функционирования системы сознательного целенаправленного регулирования деятельности организации включает в себя три основных этапа.

Первый этап состоит в формулировании производствен­ного (рабочего) задания и доведении его содержания до ис­полнителей. На втором этапе осуществляется выполнение полученного задания и составляется отчет (или регулярные отчеты) о ходе выполняемых работ и возникающих при этом отклонениях. Сущность третьего этапа заключается в анали­зе субъектом управления полученной в отчетах информации, разработке на основе указанного анализа программ регули­рующего воздействия и доведении содержания этих программ до исполнителей.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1