Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
- Лекция по административному менеджменту. Часть 1
- 1.2. Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля
- 1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
- 1.4. Современная концепция административного менеджмента
- Глава II. Законы управления
- 2.2. Содержание и сущность общих законов управления
- 2.3. Частные законы управления
- 2.4. Специальные законы управления
- Глава III. Принципы административного управления
- 3.2. Общие принципы управления
- 3.3. Частные принципы управления
- 3.4. Специальные принципы управления
- Глава IV. Функции административного менеджмента
- 4.2. Характеристика последовательных функций административного менеджмента
- 4.2.2. Планирование в системе административного менеджмента
- 4.2.3. Административно-организационная функция менеджмента
- 4.2.4. Мотивация как функция административного менеджмента
- 4.2.5. Регулирование
- 4.2.6. Административный контроль
- 4.2.7. Административный учет
- 4.2.8. Оценка эффективности администрирования
- 4.3. Непрерывные функции административного менеджмента
- 4.3.2. Управление конфликтами и стрессами
1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
Основными последователями Файоля, развивавшими и углублявшими его учение, являются Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли.
Английский исследователь Линдал Урвик, как и Файоль, уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета.
Как и Файоль, Урвик имел большой опыт практической работы в области управления. Он был консультантом по вопросам менеджмента в Англии.
Урвик разработал принципы построения формальной организации, которые актуальны и в наши дни:
♦ Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует разработать структуру, а затем приступать к подбору кадров.
♦ Создание специального и "генерального" штабов. Основной функцией специального штаба должна быть разработка рекомендаций для руководителя. Задачей "генерального" штаба является подготовка и передача приказов руководителя, контроль и координация текущей работы.
♦ Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности.
♦ Диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю). Диапазон контроля находится в сильной зависимости от личных качеств и способностей руководителя, поэтому он не может быть жестко регламентирован. Рекомендованная Урвиком норма управляемости составляет 5—6 человек.
♦ Специализация. Урвик выделял три типа специализации работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку.
♦ Определенность. Для обеспечения определенности в деятельности организации необходимо, чтобы по каждой должности были в письменном виде определены права, обязанности и ответственность (прототип современных должностных инструкций).
Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:
I. Харизматический — организацию возглавляет руководитель с исключительно привлекательными личностными качествами.
II.Традиционный — в случае смены руководителя в организации все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера.
III.Идеальный (бюрократический) — основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.
Вебер считал, что только бюрократический тип организации в состоянии обеспечить максимальную эффективность производства. Результаты своих исследований он изложил в работе "Теория социально-экономической организации".
Появление бюрократического типа организации сопряжено с возникновением особого социального слоя работников, специализирующихся в области управления (профессиональных менеджеров).
Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерархии, основанной на административных методах управления. Главная роль в организациях бюрократического типа принадлежит различного рода "бюро", основные функции которых являются неизменными и не зависят от мнения и взглядов отдельных работников.
Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации:
♦ Вся деятельность организации должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально закрепляется за конкретным подразделением.
♦ Каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, основанной на принципе иерархии.
♦ Наличие четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена
организации.
♦ Справедливое отношение к клиентам и подчиненным.
♦ Определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование работников. "Каждый работник должен занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий.
Основным достоинством теории Вебера по праву можно считать разработанные им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и распоряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленческой цепи; принцип "единства распорядительства", устанавливающий, что подчиненный должен получать приказы только от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирования организации, отсекая менее важные и второстепенные.
К недостаткам учения Вебера можно отнести следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее элементы.
В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей работе "Наука и практика управления".
К числу указанных функций он относит проектирование, оборудование, распорядительство, учет и оперирование.
Проектирование призвано определить формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектирования следующие основные этапы:
• расчленение проектируемой продукции на отдельные узлы и детали;
• разработку технологических процессов изготовления узлов и деталей;
• координацию работ по проектированию продукции;
• проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции;
• выбор сырья и материалов;
• организацию конструкторского бюро.
Оборудование предполагает оснащение предприятия необходимыми основными фондами, а также построение генерального плана предприятия. Для организации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, материалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов выпуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции и т. д.
Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установочный этап распорядительства предполагает разработку определенной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые будут эти обязанности исполнять.
Учет заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на технический и счетоводный (т. е. бухгалтерский).
Оперирования заключается в переработке сырья и материалов в готовую продукцию.
Научные достижения Черча сыграли важную роль в процессе становления науки об управлении производством. Многие его рекомендации актуальны и в настоящее время.
Существенный вклад в развитие административной школы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изложены в работе "Принципы организации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели.
По мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функционирования любой организации. Достижение общей цели возможно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача руководства организации заключается в направлении всех усилий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения принципов иерархии власти, разделения труда и координации.
Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах:
1.функциональное разделение труда;
2.скалярная цепь команд;
3.единство распорядительства;
4.диапазон контроля.
Административная школа менеджмента вообще отличается игнорированием отдельного человека и его потребностей. За это ее представители часто подвергаются справедливой критике.