Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей

1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей

Основными последователями Файоля, развивавшими и углублявшими его учение, являются Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли.

Английский исследователь Линдал Урвик, как и Файоль, уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, коор­динацию, отчетность и составление бюджета.

Как и Файоль, Урвик имел большой опыт практической работы в области управления. Он был консультантом по вопросам менеджмента в Англии.

Урвик разработал принципы построения формальной орга­низации, которые актуальны и в наши дни:

♦ Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует разработать структуру, а затем приступать к подбору кадров.

♦ Создание специального и "генерального" штабов. Ос­новной функцией специального штаба должна быть разра­ботка рекомендаций для руководителя. Задачей "генераль­ного" штаба является подготовка и передача приказов ру­ководителя, контроль и координация текущей работы.

♦ Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой ли­нейный руководитель должен иметь власть, соответствую­щую и равную ответственности.

♦ Диапазон контроля (число лиц, непосредственно под­чиненных руководителю). Диапазон контроля находится в силь­ной зависимости от личных качеств и способностей руководителя, поэтому он не может быть жестко регламентиро­ван. Рекомендованная Урвиком норма управляемости состав­ляет 5—6 человек.

♦ Специализация. Урвик выделял три типа специализа­ции работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географичес­кому признаку.

♦ Определенность. Для обеспечения определенности в де­ятельности организации необходимо, чтобы по каждой дол­жности были в письменном виде определены права, обязан­ности и ответственность (прототип современных должност­ных инструкций).

Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:

I. Харизматический — организацию возглавляет руко­водитель с исключительно привлекательными личностны­ми качествами.

II.Традиционный — в случае смены руководителя в орга­низации все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера.

III.Идеальный (бюрократический) — основан на специ­альном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.

Вебер считал, что только бюрократический тип организа­ции в состоянии обеспечить максимальную эффективность про­изводства. Результаты своих исследований он из­ложил в работе "Теория социально-экономической организации".

Появление бюрократического типа организации сопряжено с возникновением особого социального слоя работников, спе­циализирующихся в области управления (профессиональных менеджеров).

Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерар­хии, основанной на административных методах управления. Главная роль в организациях бюрократического типа при­надлежит различного рода "бюро", основные функции кото­рых являются неизменными и не зависят от мнения и взгля­дов отдельных работников.

Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации:

Вся деятельность организации должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально закрепляется за конкретным подразделением.

♦ Каждый руководитель наделяется формально закреп­ленной властью, основанной на принципе иерархии.

♦ Наличие четких правил, инструкций и стандартов, оп­ределяющих порядок работы и ответственность каждого члена

организации.

♦ Справедливое отношение к клиентам и подчиненным.

♦ Определенная кадровая политика, обеспечивающая сти­мулирование работников. "Каждый работник должен зани­мать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по слу­жебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулиро­вание необходимо производить с помощью системы заработ­ной платы, продвижения по службе, установления пенсий.

Основным достоинством теории Вебера по праву можно считать разработанные им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и рас­поряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленчес­кой цепи; принцип "единства распорядительства", устанав­ливающий, что подчиненный должен получать приказы толь­ко от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирова­ния организации, отсекая менее важные и второстепенные.

К недостаткам учения Вебера можно отнести следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее элементы.

В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей рабо­те "Наука и практика управления".

К числу указанных функций он относит проектирование, обо­рудование, распорядительство, учет и оперирование.

Проектирование призвано определить формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектиро­вания следующие основные этапы:

• расчленение проектируемой продукции на отдельные узлы и детали;

• разработку технологических процессов изготовления уз­лов и деталей;

• координацию работ по проектированию продукции;

• проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции;

• выбор сырья и материалов;

• организацию конструкторского бюро.

Оборудование предполагает оснащение предприятия не­обходимыми основными фондами, а также построение гене­рального плана предприятия. Для органи­зации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, ма­териалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов вы­пуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции и т. д.

Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установоч­ный этап распорядительства предполагает разработку опре­деленной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые бу­дут эти обязанности исполнять.

Учет заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на тех­нический и счетоводный (т. е. бухгалтерский).

Оперирования заключается в переработке сы­рья и материалов в готовую продукцию.

Научные достижения Черча сыграли важную роль в про­цессе становления науки об управлении производством. Мно­гие его рекомендации актуальны и в настоящее время.

Существенный вклад в развитие административной шко­лы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изло­жены в работе "Принципы организации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели.

По мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функциони­рования любой организации. Достижение общей цели воз­можно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача ру­ководства организации заключается в направлении всех уси­лий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения прин­ципов иерархии власти, разделения труда и координации.

Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах:

1.функциональное разделение труда;

2.скалярная цепь команд;

3.единство распорядительства;

4.диапазон контроля.

Административная школа менеджмента вообще отлича­ется игнорированием отдельного человека и его потребнос­тей. За это ее представители часто подвергаются справедли­вой критике.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1