Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 2.2. Содержание и сущность общих законов управления
- Лекция по административному менеджменту. Часть 1
- 1.2. Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля
- 1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
- 1.4. Современная концепция административного менеджмента
- Глава II. Законы управления
- 2.2. Содержание и сущность общих законов управления
- 2.3. Частные законы управления
- 2.4. Специальные законы управления
- Глава III. Принципы административного управления
- 3.2. Общие принципы управления
- 3.3. Частные принципы управления
- 3.4. Специальные принципы управления
- Глава IV. Функции административного менеджмента
- 4.2. Характеристика последовательных функций административного менеджмента
- 4.2.2. Планирование в системе административного менеджмента
- 4.2.3. Административно-организационная функция менеджмента
- 4.2.4. Мотивация как функция административного менеджмента
- 4.2.5. Регулирование
- 4.2.6. Административный контроль
- 4.2.7. Административный учет
- 4.2.8. Оценка эффективности администрирования
- 4.3. Непрерывные функции административного менеджмента
- 4.3.2. Управление конфликтами и стрессами
2.2. Содержание и сущность общих законов управления
К общим законам управления относятся:
1.Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.
2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
3. Закон единства системы управления.
4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
6. Закон единства действий законов управления.
Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.
Управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом.
С технической точки зрения управление можно рассматривать как единство всех видов работ, выполняемых участниками кооперированного труда. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качественные особенности организации управления.
При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих интересах осуществляется управление. В социальном плане управление представляет собой отношения между собственником средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управления, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда.
Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально, и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.
Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.
Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.
Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.
Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале XX в. Она предполагает:
• четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования высококвалифицированных рабочих кадров;
• скалярную цепь команд, т. е передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в последовательном порядке;
• наличие формальных правил и норм поведения персонала;
• подбор кадров в соответствии с квалификационными требованиями к конкретной должности, закрепленными в соответствующих справочниках или должностных инструкциях.
Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.
Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления — это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.
Объект и субъект управления оформлены в определенные системы — управляемую и управляющую. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.
Соотносительность управляющей и управляемой систем — это тип отношений, в основе которого лежит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню технического обеспечения, экономическим показателям и т. п.
Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.
Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.
Таким образом, любой процесс управления должен включать в себя четыре основные составляющие, как это показано на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:
• входное воздействие (прямая связь), т. е. информационные сигналы, поступающие от управляющей системы к управляемой;
• преобразование входного воздействия — заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму;
• результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;
• влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о текущем состоянии и функционировании объекта управления.
Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации
Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организации предъявляются три основных требования.
Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обобщенный характер и были взаимосвязаны с соответствующими формами обратной связи на других ступенях иерархической лестницы.
Второе требование заключается в том, что формы обратной связи должны позволять компенсировать влияние на систему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.
Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.
Оптимальное функционирование и развитие любой системы управления возможно лишь при условии наиболее полного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба.
Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.