Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 2.2. Содержание и сущность общих законов управления

2.2. Содержание и сущность общих законов управления

К общим законам управления относятся:

1.Закон соответствия социального содержания управле­ния форме осуществления деятельности, являющейся объек­том управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательно­го и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и об­ратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства тру­дом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономи­ческом.

С технической точки зрения управление можно рассмат­ривать как единство всех видов работ, выполняемых участ­никами кооперированного труда. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качествен­ные особенности организации управления.

При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих инте­ресах осуществляется управление. В социальном плане уп­равление представляет собой отношения между собственни­ком средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управле­ния, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда.

Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические систе­мы с сознательным планомерным управлением и потенциаль­но, и фактически эффективнее систем со стихийной регуля­цией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего обще­ства.

Непосредственная связь производства с потреблением (со­циальный маркетинг), задач управления с интересами работ­ников (социальный менеджмент) создают у трудящихся ис­креннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эф­фекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духов­ных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизо­ванно управляемую систему. В свою очередь, указанная сис­тема разделена на иерархические уровни управления, каж­дый из которых представляет собой подсистему (или сово­купность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале XX в. Она предполагает:

• четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования высококвалифицированных рабочих кадров;

• скалярную цепь команд, т. е передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в после­довательном порядке;

• наличие формальных правил и норм поведения персонала;

• подбор кадров в соответствии с квалификационными тре­бованиями к конкретной должности, закрепленными в соот­ветствующих справочниках или должностных инструкциях.

Сущность закона соотносительности управляющей и уп­равляемой систем (субъекта и объекта управления) заклю­чается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хо­зяйственная деятельность организации. Субъект управления — это соответствующие органы или структурные подразделе­ния, осуществляющие целенаправленное руководство объек­том управления.

Объект и субъект управления оформлены в определен­ные системы — управляемую и управляющую. Они находятся в непрерывном взаимодей­ствии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику разви­тия субъекта управления, что выражается в совершенство­вании форм и методов управления. Чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффек­тивность совместной деятельности.

Соотносительность управляющей и управ­ляемой систем — это тип отношений, в основе которого ле­жит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню техни­ческого обеспечения, экономическим показателям и т. п.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической при­роде отношений между ее подсистемами заключается в сле­дующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сиг­налов на выполнение соответствующих действий управляе­мой системой. Эти сигналы представляют собой команды-ре­шения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Управляющее воздействие со стороны органа управле­ния осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объек­том этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях кон­троля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Таким образом, любой процесс управления должен вклю­чать в себя четыре основные составляющие, как это показа­но на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:

• входное воздействие (прямая связь), т. е. информацион­ные сигналы, поступающие от управляющей системы к уп­равляемой;

• преобразование входного воздействия — заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму;

• результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;

• влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о те­кущем состоянии и функционировании объекта управления.

clip_image002

Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации

Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществ­ление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организа­ции предъявляются три основных требования.

Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обоб­щенный характер и были взаимосвязаны с соответствующи­ми формами обратной связи на других ступенях иерархичес­кой лестницы.

Второе требование заключается в том, что формы обрат­ной связи должны позволять компенсировать влияние на си­стему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.

Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.

Оптимальное функционирование и развитие любой сис­темы управления возможно лишь при условии наиболее пол­ного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба.

Суть закона единства действий законов управления состо­ит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из ко­торых подчиняется тому или иному закону управления. Ины­ми словами, законы управления непосредственно взаимодей­ствуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использова­ния всей системы законов управления в совокупности.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1