Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 3.3. Частные принципы управления
- Лекция по административному менеджменту. Часть 1
- 1.2. Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля
- 1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
- 1.4. Современная концепция административного менеджмента
- Глава II. Законы управления
- 2.2. Содержание и сущность общих законов управления
- 2.3. Частные законы управления
- 2.4. Специальные законы управления
- Глава III. Принципы административного управления
- 3.2. Общие принципы управления
- 3.3. Частные принципы управления
- 3.4. Специальные принципы управления
- Глава IV. Функции административного менеджмента
- 4.2. Характеристика последовательных функций административного менеджмента
- 4.2.2. Планирование в системе административного менеджмента
- 4.2.3. Административно-организационная функция менеджмента
- 4.2.4. Мотивация как функция административного менеджмента
- 4.2.5. Регулирование
- 4.2.6. Административный контроль
- 4.2.7. Административный учет
- 4.2.8. Оценка эффективности администрирования
- 4.3. Непрерывные функции административного менеджмента
- 4.3.2. Управление конфликтами и стрессами
3.3. Частные принципы управления
Частными принято называть принципы управления, относящиеся к отдельным элементам системы управления. В группе частных принципов управления можно условно выделить две подгруппы.
Первая подгруппа включает в себя принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления. Сюда входят принципы планирования, организации, учета, контроля, принципы проведения маркетинговых исследований и мероприятий и т. п.
Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например, социальной, экономической, организационно-технической и т. д., а также с уровнями управления (структурное подразделение, организация, отрасль, национальная экономика).
Принцип приоритета цели формулируется следующим образом. В системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и потом функция.
Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций гласит: проектирование и создание новых организаций прежде всего вызвано необходимостью реализации конкретных функций. В случаях, когда отсутствует возможность формирования набора структурных подразделений организации в соответствии с набором функций, рассматриваются иные варианты построения организации, исходя из приоритета цели, достижению которой должны служить вышеупомянутые функции.
В сформировавшихся и нормально функционирующих организациях процессы взаимодействия протекают таким образом, что недостающие элементы системы постепенно появляются, а излишние постепенно отмирают.
Принцип приоритета субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях имеет следующее содержание. В процессе создания организации ее учредители должны избирать в соответствии со своими потребностями и возможностями трудовой коллектив, характер деятельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации.
Сущность принципа приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций заключается в следующем: руководители всех уровней управления организации должны назначаться в соответствии с характеристиками и потребностями конкретных структурных подразделений.
К принципам соответствия относятся принцип соответствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип соответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.
Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам имеет следующее содержание: каждой цели должен соответствовать набор финансовых, сырьевых, материальных, энергетических и человеческих ресурсов, позволяющий обеспечить достижение указанной цели.
Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руководителей.
Принцип соответствия эффективности производства и экономичности можно сформулировать следующим образом: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами. Указанный принцип устанавливает правило, согласно которому любые дополнительные затраты организации должны быть оправданы предполагаемым или фактическим повышением эффективности ее функционирования.
Формулировка принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления: чрезмерно малые и чрезмерно большие организации функционируют гораздо менее эффективно, чем организации, имеющие средний размер. Построение процесса организации осуществляться на основании следующих принципов:
- Комплексный подход к изучению управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации.
• Обеспечение объективности протекания процесса.
• Наиболее оптимальное и полное информационное обеспечение процесса.
• Жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса.
• Соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации.
К принципам организации и осуществления управленческого учета относятся:
• непрерывность деятельности предприятия;
• использование единых для планирования и учета единиц измерения;
• оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и каждого его структурного подразделения в отдельности;
• преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
• формирование системы показателей внутренней отчетности организации как основы коммуникационных связей между разными уровнями управления и отдельными структурными подразделениями, находящимися на одном уровне управления;
• применение бюджетного (сметного) метода управления затратами и запасами;
• полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
• периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.
Принцип адекватности функций управления персоналом целям функционирования имеет следующее содержание: формирование и изменение функций управления персоналом должно осуществляться в строгом соответствии с целями и потребностями функционирования организации.
Смысл принципа первичности функций управления персоналом заключается в следующем: состав, количественные и качественные характеристики элементов системы управления персоналом, а также характер информационных связей и взаимодействия между ними находятся в прямой зависимости от содержания функций управления персоналом.
Принцип оптимального соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом определяет необходимые пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом.
Сущность принципа оперативного реагирования на изменения специфики функционирования организации заключается в необходимости опережения ориентации функций управления персоналом на развитие основной деятельности в сравнении с функциями, направленными на вспомогательную деятельность.
Принцип потенциальных имитаций гласит: временное выбытие отдельных работников организации не должно прерывать процесс ее функционирования. Иными словами, каждый работник должен быть в состоянии выполнять служебные обязанности вышестоящего и нижестоящего работника или двух работников своего уровня.
Сущность принципа ситуации заключается в том, что в процессе подбора кадров необходимо не только учитывать общее соответствие характеристик кандидата требованиям конкретной должности, но и принимать во внимание конкретную сложившуюся ситуацию.
Большое значение имеет принцип совместимости при подборе работников со стороны и внутренней ротации кадров.
Принцип компенсации рекомендует подбирать кадры таким образом, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировались положительными качествами другого.
Принцип динамизма устанавливает необходимость сочетания мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выдвижению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабильность необходима для осуществления долгосрочных программ.