Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — Глава II. Законы управления
- Лекция по административному менеджменту. Часть 1
- 1.2. Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля
- 1.3. Развитие идей Файоля в трудах его последователей
- 1.4. Современная концепция административного менеджмента
- Глава II. Законы управления
- 2.2. Содержание и сущность общих законов управления
- 2.3. Частные законы управления
- 2.4. Специальные законы управления
- Глава III. Принципы административного управления
- 3.2. Общие принципы управления
- 3.3. Частные принципы управления
- 3.4. Специальные принципы управления
- Глава IV. Функции административного менеджмента
- 4.2. Характеристика последовательных функций административного менеджмента
- 4.2.2. Планирование в системе административного менеджмента
- 4.2.3. Административно-организационная функция менеджмента
- 4.2.4. Мотивация как функция административного менеджмента
- 4.2.5. Регулирование
- 4.2.6. Административный контроль
- 4.2.7. Административный учет
- 4.2.8. Оценка эффективности администрирования
- 4.3. Непрерывные функции административного менеджмента
- 4.3.2. Управление конфликтами и стрессами
Глава II. Законы управления
2.1. Понятие и виды законов управления
Закон — это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой для большой группы людей, либо имеет признание и поддержку авторитетных ученых.
С научной точки зрения законом можно считать "необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе".
Одной из основных проблем при изучении сущности управленческих законов является корректное и полное определение этого понятия. Одни утверждают, что законы управления являются законами общественного развития, выступающими как во взаимодействии управляемой и управляющей систем, так и в каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятельности людей и их хозяйственной практике. Другие определяют закон управления как связь целей управления со средствами их достижения.
Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.
Законы управления делят на три основные группы.
К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. В качестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами и др.
Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций упражнения, закон сокращения числа ступеней управления, закон "распространенности контроля.
К третьей группе относят законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организаций. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином "специальные".