Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 4.2.8. Оценка эффективности администрирования

4.2.8. Оценка эффективности администрирования

Эффективность управления представляет собой отноше­ние совокупного результата управленческой деятельности к стоимости ресурсов, затраченных на его достижение.

На эффективность управленческой деятельности оказы­вает существенное влияние целый ряд факторов, вся сово­купность которых может быть условно разделена на две ос­новные группы.

В состав первой группы входят факторы, оказывающие прямое непосредственное влияние на эффективность адми­нистрирования, такие как:

• управленческий потенциал организации, т. е. совокуп­ность всех ресурсов, которыми располагает система управ­ления;

• совокупные затраты на содержание и функционирова­ние системы управления — определяются характером, спо­собом организации, технологией и объемом работ по осуще­ствлению функций управления;

• эффект управления, т. е. совокупность всех экономи­ческих, социальных и иных выгод, которые получает орга­низация в процессе осуществления управленческой деятель­ности.

Вторую группу образуют второстепенные факторы, ока­зывающие косвенное влияние на эффективность системы управления:

• квалификация руководящих работников и исполнителей;

• фондовооруженность системы управления, т. е. степень и качество обеспечения управленческих работников вспомо­гательными средствами (компьютерами, оргтехникой и т. п.);

• социально-психологические условия в трудовом коллективе;

• организационная культура.

Общие показа­тели характеризуют конечные результаты деятельности организации, а частные — эффективность использования отдельных видов ресурсов.

Для оценки эффективности управления коммерческими предприятиями наиболее целесообразно использовать такие общие показатели, как прибыль и рентабельность.

Общая сумма прибыли, получаемая предприятием за оп­ределенный период, обычно складывается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации и прибыли от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции, услуг или выпол­ненных работ определяется как разность между общей сум­мой выручки от реализации продукции (без налога на до­бавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на про­изводство и реализацию, включаемых в себестоимость.

Прибыль от прочей реализации определяется как раз­ность между суммой, полученной от реализации имуще­ства или иных материальных ценностей предприятия, и их остаточной стоимостью.

Прибыль от внереализационных операций рассчитывает­ся как разность между доходами и расходами по операциям, не связанным с реализацией продукции предприятия или его имущества.

В состав доходов от внереализационных операций входят:

• доходы от финансовых вложений предприятия в цен­ные бумаги;

• доходы от сдаваемого в аренду имущества;

• сальдо полученных и уплаченных штрафов;

• положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• поступления сумм в счет погашения дебиторской за­долженности, списанной в прошлые годы в убыток;

• прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в от­четном году;

• суммы, поступившие от покупателей по перерасче­там за продукцию, реализованную в прошлом году;

• проценты, полученные по счетам предприятия в кре­дитных учреждениях.

Внереализационные расходы предприятия образуются в результате суммирования:

• недостач и убытков от потери материальных ценностей и денежных средств;

• отрицательных курсовых сальдо по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

• списания дебиторской задолженности;

• некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий;

• затрат по аннулируемым заказам;

• судебных издержек;

• затрат на содержание законсервированных производ­ственных мощностей.

Полученная предприятием балансовая прибыль распреде­ляется между государством и предприятием. После внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль в распоря­жении предприятия остаются денежные средства, которые и образуют его чистую прибыль. Чистая прибыль предприя­тия направляется в фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.

Исходя из порядка формирования прибыли, ведется ее факторный анализ. Основной целью факторного анализа яв­ляется оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые ре­зультаты ряда факторов, в число которых входят:

• рост или снижение себестоимости продукции;

• рост или снижение объемов реализации;

• повышение качества и расширение ассортимента вы­пускаемой продукции;

• выявление резервов увеличения прибыли.

Рентабельность определяется как при­быль, получаемая с каждого рубля затраченных средств.

Система показателей рентабельности складывается исхо­дя из состава имущества предприятия и проводимых пред­приятием хозяйственных операций.

1. Рентабельность имущества предприятия — определяет­ся как отношение чистой прибыли к средней величине акти­вов предприятия.

2. Рентабельность внеоборотных активов — представляет собой отношение чистой прибыли к средней величине вне­оборотных активов.

3. Рентабельность оборотных активов — рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине оборот­ных активов.

4. Рентабельность инвестиций — отношение прибыли от инвестиционных проектов к долгосрочным затратам на их реализацию.

5. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

6. Рентабельность заемных средств — определяется как отношение платы за пользование кредитами к общей сум­ме долгосрочных и краткосрочных кредитов.

7. Рентабельность реализованной продукции — отноше­ние чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

С точки зрения оценки эффективности функционирования все некоммерческие орга­низации можно условно разделить на две основные группы:

1) организации, результаты деятельности которых можно оценить с помощью экономических показателей;

2) организации, результаты деятельности которых вы­ражены в неэкономических величинах, таких как снижение уровня заболеваемости или преступности, повышение уровня образования, улучшение экологической обстановки и т. д.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1